Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

еще на особенные Уделы - и Князья первых стали

после называться Великими в отношении к частным, или Удельным, от них

зависевшим. Волыния, Галиция, земля Дреговичей отошли от Киева. Княжение

Переяславское, весьма знаменитое при Всеволоде I и Мономахе, утратило

Суздаль, Ростов, Курск; а Черниговское - Рязань и Муром (кроме

Тмутороканя, завоеванного Половцами); Новгород Северский, Стародуб, иногда

земля Вятичей во XII веке принадлежали разным Владетелям, нередко

обнажавшим меч друг на друга. Смоленское также имело частные Уделы:

Торопецкий и Красенский. Самый Новгород, древнее достояние Государей

Киевских, славный храбростию и богатством жителей, присвоив себе власть

избирать Князей, не мог сохранить целости владений своих. Псковитяне

действовали иногда как независимые от него и свободные граждане.

Мономах, еще не будучи Великим Князем, видя с горестию безначалие и

неустройство в России, хотел уменьшить сие великое зло учреждением общих

Княжеских Советов, или Съездов, которые иногда воспаляли в сердцах любовь

к отечеству, но только на малое время, и не могли прекратить вредного

междоусобия. Вследствие такого Съезда несчастный Васильке был ослеплен, а

Глеб Рязанский обагрил руки свои кровию братьев.

Обыкновенною причиною вражды было спорное право наследства. Мы уже

заметили выше, что по древнему обычаю не сын, но брат умершего Государя

или старший в роде долженствовал быть его преемником. Мономах, убежденный

народом властвовать в столице по кончине Святополка-Михаила, нарушил сей

обычай; а как родоначальник Владетелей Черниговских был старее Всеволода

I, то они в сыновьях и внуках Мономаховых ненавидели похитителей

Великокняжеского достоинства и воевали с ними. Но истинными наследниками

Киевского престола, согласно с тогдашним обыкновением, были потомки

Изяслава I, которые не искали сей чести, мирно господствуя в Уделах

Туровском и Пинском.

Государство, раздираемое внутренними врагами, могло ли не быть жертвою

внешних?

Одному особенному счастию надлежит приписать то, что Россия в течение

двух веков не утратила своей народной независимости, от времени до времени

имея Князей мужественных, благоразумных. Как Ярослав Великий решительным

ударом навсегда избавил отечество от свирепости Печенегов, так Мономах

блестящими победами, в княжение Святополка II, ослабил силу жестоких

Половцев: они все еще тревожили Днепровскую область набегами, но уже не

столь гибельными, как прежде; в отношении к своим диким нравам чувствовали

превосходство Россиян, любили называться Славянскими именами и даже охотно

крестились. Два раза Поляки были господами нашей древней столицы, но

испытав ужасную месть Россиян и стеная от собственных бедствий внутри

Государства, волнуемого мятежами, оставляли нас в покое. Мужественные

Князья Галицкие: Владимирко, Ярослав, Роман - служили для России щитом на

юго-западе и держали Венгров в страхе. Дунайские Болгары, с 1185 года

свободные от ига Греков, были тогда сильным народом; в 1205 году разбили

Латинского Императора Балдвина, взяли его в плен и доходили до врат

Константинополя; но жили мирно с нами. Сын их героя Асана, именем Иоанн,

принужденный выехать из отечества, искал защиты Россиян и с помощию сих

верных друзей - вероятно, знаменитого Мстислава Галицкого - в 1222 году

восшел на престол своего дяди. - Болгары Камские не имели духа воинского.

Рыцари Немецкие вытеснили Новогородцев и Кривичей из Ливонии, но далее не

могли распространить своих завоеваний; а Литовцы были не что иное, как

смелые грабители. Других, опаснейших врагов отечество наше тогда не знало

и, несмотря на развлечение внутренних сил его, еще славилось могуществом в

отношении к соседям, наблюдая законы предков в своем правлении, успевая в

делах воинских, в торговле, в гражданском образовании.

Что касается собственно до правления, то оно в сии времена соединяло в

себе выгоды и злоупотребления двух, один другому противных,

государственных уставов:

самовластия и вольности. Когда Олег, Святослав, Владимир, окруженные

славою побед, величием завоевателей, силою единодержавия в целой России,

повелевали народу: народ смиренно и безмолвно исполнял их волю. Но когда

Государство разделилось; когда лучи славы угасли над престолом Св.

Владимира и вместо одного явились многие Государи в России: тогда народ,

видя их слабость, захотел быть сильным, стеснял пределы Княжеской власти

или противился ее действию.

Самовластие Государя утверждается только могуществом Государства, и в

малых областях