в Киев купеческие флоты из Константинополя, столь
богатые и столь важные для общей государственной пользы, что Князья,
ожидая их, из самых дальних мест присылали войско к Каневу для обороны
судов от хищных Половцев. Днепр в течении своем от Киева к морю назывался
обыкновенно путем Греческим. Мы уже говорили о предметах сей торговли.
Россияне, покупая соль в Тавриде, привозили в Сурож, или Судак, богатый
и цветущий, горностаевые и другие меха драгоценные, чтобы обменивать их у
купцов восточных на бумажные, шелковые ткани и пряные коренья. Половцы,
овладев Тмутороканем и едва не всем Крымом, для собственных выгод не
мешали торговле и первые, кажется, впустили Генуэзцев в южную часть
Тавриды. По крайней мере сии корыстолюбивые, хитрые Италиянцы еще за
несколько лет до нашествия Татар имели торговые заведения в Армении,
следственно, уже господствовали на Черном море. В самое то время, когда
войско Российское сражалось с Половцами в земле их, купцы мирно там
путешествовали: ибо самые варвары, находя пользу в торговле, для ее
безопасности наблюдают законы просвещенных народов. Греки, Армяне, Евреи,
Немцы, Моравы, Венецияне жили в Киеве, привлекаемые выгодною меною товаров
и гостеприимством Россиян, которые дозволяли Христианам Латинской церкви
свободно и торжественно отправлять свое богослужение, но запрещали им
спорить о Вере: так Владимир Рюрикович Киевский выгнал (в 1233 году)
какого-то Мартина, приора Латинского храма Св. Марии в Киеве, вместе с
другими Монахами Католическими, боясь - как говорит Польский Историк -
чтобы сии проповедники не доказали, сколь Вера Греческая далека от истины.
Подобно Черному морю и Днепру, Каспийское и Волга служили другим важным
путем для торговли. Болгары, в случае неурожая питая хлебом Суздальское
Великое Княжение, могли доставлять нам и ремесленные произведения
образованного Востока.
В развалинах города Болгарского, в 90 верстах от Казани и в 9 от Волги,
нашлися Арменские надписи XII века: вероятно, что Армяне, издавна славные
купечеством, выменивали там Русские меха и кожи на товары Персидские и
другие. Доныне под именем Болгар разумеется в Турции восточные сафьяны, а
в Бухарии юфть: из чего заключают, что Азия получала некогда сей товар от
Болгаров. Достойно примечания, что в древнем их отечестве, в Казани, и
ныне делаются лучшие из Русских сафьянов. В упомянутых развалинах найдены
также Арабские надписи от 1222 до 1341 года по Христианскому
летосчислению, вырезанные отчасти над могилами Ширванских и Шамаханских
уроженцев. - Земледельцы находят иногда в окрестностях сего места золотые
мелочи, женские украшения, серебряные арабские монеты и другие без всякой
надписи, ознаменованные единственно произвольными изображениями, точками,
звездочками и без сомнения принадлежавшие народу безграмотному (может
быть, Чудскому). Такие любопытные памятники свидетельствуют о древнем
цветущем состоянии Российской Болгарии.
Новгород, серебром и мехами собирая дань в Югре, посылал корабли в
Данию и в Любек. В 1157 году, при осаде Шлезвига, Король Датский, Свенд
IV, захватил многие суда Российские и товары их роздал, вместо жалованья,
воинам. Купцы Новогородские имели свою церковь на острове Готландии, где
цвел богатый город Визби, заступив место Винеты, и где до XVII века
хранилось предание, что некогда товары Индейские, Персидские, Арабские шли
чрез Волгу и другие наши реки в пристани Балтийского моря. Известие
вероятное: oнo изъясняет, каким образом могли зайти на берега сего моря
древние монеты Арабские, находимые там в большом количестве. - Готландцы,
Немцы издавна живали в Новегороде. Они разделялись на два общества: зимних
и летних гостей. Правительство обязывалось за установленную плату высылать
к Ижере, навстречу им, лодошников: ибо сии купцы, боясь порогов Невских и
Волховских, обыкновенно перегружали товары в легкие лодки, внося в казну с
каждого судна гривну кун, а с нагруженного хлебом полгривны. В Новегороде
отведены были особенные дворы Немецким и Готландским купцам, где они
пользовались совершенною независимостию и ведались собственным судом,
избирая для того старейшин; один Посол Княжеский мог входить к ним.
Обиженный Россиянином гость жаловался Князю и Тиуну Новогородскому;
обиженный гостем Россиянин - старейшине иноземцев. Сии тяжбы решились на
дворе Св. Иоанна.
Готландцы имели в Новегороде божницу Св. Олава, Немцы храм Св. Петра, а
в Ладоге Св. Николая, с кладбищами и лугами. Когда же, в течение XIII
столетия, вольные города германские