искусства в рисунке, но красками столь хорошо составленными,
что в шесть или семь веков свежесть оных и блеск золота нимало не
помрачились. - Заметим также, касательно рукоделий, что древние Бояре
Княжеские обыкновенно носили у нас шитые золотом оплечья: итак, искусство
золотошвеев - сообщенное нам, как вероятно, от Греков - было известно в
России прежде, нежели во многих других землях европейских.
Мы упомянули о лекарях: ибо врачевание принадлежит к самым первым и
необходимейшим наукам людей. Во времена Мономаховы славились в Киеве
Арменские врачи: один из них (как пишут), взглянув на больного, всегда
угадывал, можно ли ему жить, и в противном случае обыкновенно предсказывал
день его смерти. Врач Николы Святоши был Сирианин. Многие лекарства
составлялись в России: лучшие и драгоценнейшие привозились чрез
Константинополь из Александрии. Желая всеми способами благодетельствовать
человечеству, некоторые из наших добрых Монахов старались узнавать силу
целебных трав для облегчения недужных и часто успехами своими возбуждали
зависть в лекарях чужеземных. Печерский Инок Агапит самым простым зелием и
молитвою исцелил Владимира II, осужденного на смерть искусным врачом
Арменским.
Таким образом, художества и науки, быв спутниками Христианства на
Севере, водворялись у нас в мирных обителях уединения и молитвы. Те же
благочестивые иноки были в России первыми наблюдателями тверди небесной,
замечая с великою точностию явления комет, солнечные и лунные затмения;
путешествовали, чтобы видеть в отдаленных странах знаменитые святостию
места и, приобретая географические сведения, сообщали оные любопытным
единоземцам; наконец, подражая Грекам, бессмертными своими летописями
спасли от забвения память наших древнейших Героев, ко славе отечества и
века. Митрополиты, Епископы, ревностные проповедники Христианских
добродетелей, сочиняли наставления для мирян и Духовных. Суздальский
Святитель, блаженный Симон, и друг его, Поликарп, Монах Лавры Киевской,
описали ее достопамятности и жития первых Угодников слогом уже весьма
ясным и довольно чистым. Вообще Духовенство наше было гораздо просвещеннее
мирян; однако ж и знатные светские люди учились. Ярослав I, Константин
отменно любили чтение книг. Мономах писал не только умно, но и
красноречиво. Дочь Князя Полоцкого, Святая Евфросиния, день и ночь
трудилась в списывании книг церковных. Верхуслава, невестка Рюрикова,
ревностно покровительствовала ученых мужей своего времени, Симона и
Поликарпа. - Слово о полку Игореве сочинено в XII веке и без сомнения
мирянином: ибо Монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих и
приписывать им действия естественные. Вероятно, что оно в рассуждении
слога, оборотов, сравнений есть подражание древнейшим Русским сказкам о
делах Князей и богатырей: так, сочинитель хвалит соловья старого времени,
стихотворца Бояна, которого вещие персты, летая по живым струнам, рокотали
или гласили славу наших витязей. К несчастию, песни Бояновы и, конечно,
многих иных стихотворцев исчезли в пространстве семи или осьми веков,
большею частию памятных бедствиями России:
меч истреблял людей, огонь - здания и хартии. Тем достойнее внимания
Слово о полку Игореве, будучи в своем роде единственным для нас творением:
предложим содержание оного и места значительнейшие, которые дают понятие о
вкусе и пиитическом языке наших предков.
Игорь, Князь Северский, желая воинской славы, убеждает дружину идти на
Половцев и говорит: 'Хочу преломить копие свое на их дальнейших степях,
положить там свою голову или шлемом испить Дону'. Многочисленная рать
собирается: 'Кони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в
Новегороде, знамена развеваются в Путивле: Игорь ждет милого брата
Всеволода'. Всеволод изображает своих мужественных витязей: 'Они под
звуком труб повиты, концом копья вскормлены; пути им сведомы, овраги
знаемы; луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наточены; носятся в
поле как волки серые; ищут чести самим себе, а Князю славы'.
Игорь, вступив в златое стремя, видит глубокую тьму пред собою; небо
ужасает его грозою, звери ревут в пустынях, хищные птицы станицами парят
над воинством, орлы клектом своим предвещают ему гибель, и лисицы лают на
багряные щиты Россиян.
Битва начинается; полки варваров сломлены; их девицы красные взяты в
плен, злато и ткани в добычу; одежды и наряды Половецкие лежат на болотах,
вместо мостов для Россиян. Князь Игорь берет себе одно багряное знамя
неприятельское с древком сребряным. Но идут