Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

искусства в рисунке, но красками столь хорошо составленными,

что в шесть или семь веков свежесть оных и блеск золота нимало не

помрачились. - Заметим также, касательно рукоделий, что древние Бояре

Княжеские обыкновенно носили у нас шитые золотом оплечья: итак, искусство

золотошвеев - сообщенное нам, как вероятно, от Греков - было известно в

России прежде, нежели во многих других землях европейских.

Мы упомянули о лекарях: ибо врачевание принадлежит к самым первым и

необходимейшим наукам людей. Во времена Мономаховы славились в Киеве

Арменские врачи: один из них (как пишут), взглянув на больного, всегда

угадывал, можно ли ему жить, и в противном случае обыкновенно предсказывал

день его смерти. Врач Николы Святоши был Сирианин. Многие лекарства

составлялись в России: лучшие и драгоценнейшие привозились чрез

Константинополь из Александрии. Желая всеми способами благодетельствовать

человечеству, некоторые из наших добрых Монахов старались узнавать силу

целебных трав для облегчения недужных и часто успехами своими возбуждали

зависть в лекарях чужеземных. Печерский Инок Агапит самым простым зелием и

молитвою исцелил Владимира II, осужденного на смерть искусным врачом

Арменским.

Таким образом, художества и науки, быв спутниками Христианства на

Севере, водворялись у нас в мирных обителях уединения и молитвы. Те же

благочестивые иноки были в России первыми наблюдателями тверди небесной,

замечая с великою точностию явления комет, солнечные и лунные затмения;

путешествовали, чтобы видеть в отдаленных странах знаменитые святостию

места и, приобретая географические сведения, сообщали оные любопытным

единоземцам; наконец, подражая Грекам, бессмертными своими летописями

спасли от забвения память наших древнейших Героев, ко славе отечества и

века. Митрополиты, Епископы, ревностные проповедники Христианских

добродетелей, сочиняли наставления для мирян и Духовных. Суздальский

Святитель, блаженный Симон, и друг его, Поликарп, Монах Лавры Киевской,

описали ее достопамятности и жития первых Угодников слогом уже весьма

ясным и довольно чистым. Вообще Духовенство наше было гораздо просвещеннее

мирян; однако ж и знатные светские люди учились. Ярослав I, Константин

отменно любили чтение книг. Мономах писал не только умно, но и

красноречиво. Дочь Князя Полоцкого, Святая Евфросиния, день и ночь

трудилась в списывании книг церковных. Верхуслава, невестка Рюрикова,

ревностно покровительствовала ученых мужей своего времени, Симона и

Поликарпа. - Слово о полку Игореве сочинено в XII веке и без сомнения

мирянином: ибо Монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих и

приписывать им действия естественные. Вероятно, что оно в рассуждении

слога, оборотов, сравнений есть подражание древнейшим Русским сказкам о

делах Князей и богатырей: так, сочинитель хвалит соловья старого времени,

стихотворца Бояна, которого вещие персты, летая по живым струнам, рокотали

или гласили славу наших витязей. К несчастию, песни Бояновы и, конечно,

многих иных стихотворцев исчезли в пространстве семи или осьми веков,

большею частию памятных бедствиями России:

меч истреблял людей, огонь - здания и хартии. Тем достойнее внимания

Слово о полку Игореве, будучи в своем роде единственным для нас творением:

предложим содержание оного и места значительнейшие, которые дают понятие о

вкусе и пиитическом языке наших предков.

Игорь, Князь Северский, желая воинской славы, убеждает дружину идти на

Половцев и говорит: 'Хочу преломить копие свое на их дальнейших степях,

положить там свою голову или шлемом испить Дону'. Многочисленная рать

собирается: 'Кони ржут за Сулою, гремит слава в Киеве, трубы трубят в

Новегороде, знамена развеваются в Путивле: Игорь ждет милого брата

Всеволода'. Всеволод изображает своих мужественных витязей: 'Они под

звуком труб повиты, концом копья вскормлены; пути им сведомы, овраги

знаемы; луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наточены; носятся в

поле как волки серые; ищут чести самим себе, а Князю славы'.

Игорь, вступив в златое стремя, видит глубокую тьму пред собою; небо

ужасает его грозою, звери ревут в пустынях, хищные птицы станицами парят

над воинством, орлы клектом своим предвещают ему гибель, и лисицы лают на

багряные щиты Россиян.

Битва начинается; полки варваров сломлены; их девицы красные взяты в

плен, злато и ткани в добычу; одежды и наряды Половецкие лежат на болотах,

вместо мостов для Россиян. Князь Игорь берет себе одно багряное знамя

неприятельское с древком сребряным. Но идут