сына. Темучин
собрал 30000 воинов, разбил мятежников и в семидесяти котлах, наполненных
кипящею водою, сварил главных виновников бунта. Юный Хан все еще признавал
над собою власть Монарха Татарского и служил ему с честию в разных
воинских предприятиях; но скоро, надменный блестящими успехами своего
победоносного оружия, захотел независимости и первенства. Ужасать врагов
местию, питать усердие друзей щедрыми наградами, казаться народу человеком
сверхъестественным было его правилом. Все особенные начальники Могольских
и Татарских орд добровольно или от страха покорились ему: он собрал их на
берегу одной быстрой реки, с торжественным обрядом пил ее воду и клялся
делить с ними все горькое и сладкое в жизни. Но Хан Кераитский, дерзнув
обнажить меч на сего второго Аттилу, лишился головы, и череп его,
окованный серебром, был в Татарии памятником Темучинова гнева. В то время
как многочисленное войско Могольское, расположенное в девяти станах близ
источников реки Амура, под шатрами разноцветными, с благоговением взирало
на своего юного Монарха, ожидая новых его повелений, явился там какой-то
святый пустынник, или мнимый пророк, и возвестил собранию, что бог отдает
Темучину всю землю и что сей Владетель мира должен впредь именоваться
Чингисханом, или Великим Ханом. Воины, чиновники единодушно изъявили
ревность быть орудиями воли Небесной: народы следовали их примеру. Киргизы
южной Сибири и славные просвещением Игуры или Уйгуры, обитавшие на
границах Малой Бухарии, назвалися подданными Чингисхана. Сии Уйгуры,
обожая идолов, терпели у себя Магометан и Христиан Несторианских; любили
Науки, художества и сообщили грамоту всем другим народам Татарским. Царь
Тибета также признал Чингисхана своим повелителем.
Достигнув столь знаменитой степени величия, сей гордый Хан торжественно
отрекся платить дань Монарху Ниучей и северных областей Китая, велев
сказать ему в насмешку: 'Китайцы издревле называют своих Государей сынами
Неба, а ты человек - и смертный!' Большая каменная стена, служащая оградою
для Китая, не остановила храбрых Моголов: они взяли там 90 городов,
разбили бесчисленное войско неприятельское, умертвили множество пленных
старцев, как людей бесполезных.
Монарх Ниучей обезоружил своего жестокого врага, дав ему 500 юношей и
столько же девиц прекрасных, 3000 коней, великое количество шелка и
золота; но Чингисхан, вторично вступив в Китай, осадил столицу его или
нынешний Пекин. Отчаянное сопротивление жителей не могло спасти города:
Моголы овладели им (в 1215 году) и зажгли дворец, который горел около
месяца. Свирепые победители нашли в Пекине богатую добычу и мудреца,
именем Иличуцая, родственника последних Императоров Китайских, славного в
Истории благодетеля людей: ибо он, заслужив любовь и доверенность
Чингисхана, спас миллионы несчастных от погибели, умерял его жестокость и
давал ему мудрые советы для образования диких Моголов.
Еще Татары-Ниучи противоборствовали Чингисхану: оставив сильную рать в
Китае, под начальством мужественного предводителя, он устремился к странам
западным, и сие движение войска его сделалось причиною бедствий для
России. Мы говорили о Турках Альтайских: хотя они, утесненные с одной
стороны Китайцами, а с другой Аравитянами (во XII веке завладевшими
Персиею), утратили силу и независимость свою; но единоплеменники их,
служив долгое время Калифам, освободились наконец от ига и были
основателями разных государств могущественных. Так, в исходе XI века
Монарх Турков-Сельчуков, именем Челаддин, господствовал от моря
Каспийского и Малой Бухарии до реки Гангеса, Иерусалима, Никеи и давал
повеления Багдадскому Калифу, Папе Магометан. Сие Государство исчезло,
ослабленное распрями частных его Владетелей и завоевателями Крестоносцев в
Азии: на развалинах его, в конце XII столетия, возвеличилась новая
Турецкая Династия Монархов Харазских, или Хивинских, которые завладели
большею частию Персии и Бухариею. В сие время там царствовал Магомет II,
гордо называясь вторым Александром Великим: Чингисхан имел к нему
уважение, искал его дружбы, хотел заключить с ним выгодный для обоих союз:
но Магомет велел умертвить послов Могольских...
Тогда Чингисхан прибегнул к суду Неба и меча своего; три ночи молился
на горе и торжественно объявил, что Бог в сновидении обещал ему победу
устами Епископа Христианского, живщего в земле Игуров. Сие обстоятельство,
вымышленное для ободрения суеверных, было весьма счастливо для Христиан:
ибо они с того времени пользовались особенным благоволением