Н.М.Карамзин

История Государства Российского том 3

сына. Темучин

собрал 30000 воинов, разбил мятежников и в семидесяти котлах, наполненных

кипящею водою, сварил главных виновников бунта. Юный Хан все еще признавал

над собою власть Монарха Татарского и служил ему с честию в разных

воинских предприятиях; но скоро, надменный блестящими успехами своего

победоносного оружия, захотел независимости и первенства. Ужасать врагов

местию, питать усердие друзей щедрыми наградами, казаться народу человеком

сверхъестественным было его правилом. Все особенные начальники Могольских

и Татарских орд добровольно или от страха покорились ему: он собрал их на

берегу одной быстрой реки, с торжественным обрядом пил ее воду и клялся

делить с ними все горькое и сладкое в жизни. Но Хан Кераитский, дерзнув

обнажить меч на сего второго Аттилу, лишился головы, и череп его,

окованный серебром, был в Татарии памятником Темучинова гнева. В то время

как многочисленное войско Могольское, расположенное в девяти станах близ

источников реки Амура, под шатрами разноцветными, с благоговением взирало

на своего юного Монарха, ожидая новых его повелений, явился там какой-то

святый пустынник, или мнимый пророк, и возвестил собранию, что бог отдает

Темучину всю землю и что сей Владетель мира должен впредь именоваться

Чингисханом, или Великим Ханом. Воины, чиновники единодушно изъявили

ревность быть орудиями воли Небесной: народы следовали их примеру. Киргизы

южной Сибири и славные просвещением Игуры или Уйгуры, обитавшие на

границах Малой Бухарии, назвалися подданными Чингисхана. Сии Уйгуры,

обожая идолов, терпели у себя Магометан и Христиан Несторианских; любили

Науки, художества и сообщили грамоту всем другим народам Татарским. Царь

Тибета также признал Чингисхана своим повелителем.

Достигнув столь знаменитой степени величия, сей гордый Хан торжественно

отрекся платить дань Монарху Ниучей и северных областей Китая, велев

сказать ему в насмешку: 'Китайцы издревле называют своих Государей сынами

Неба, а ты человек - и смертный!' Большая каменная стена, служащая оградою

для Китая, не остановила храбрых Моголов: они взяли там 90 городов,

разбили бесчисленное войско неприятельское, умертвили множество пленных

старцев, как людей бесполезных.

Монарх Ниучей обезоружил своего жестокого врага, дав ему 500 юношей и

столько же девиц прекрасных, 3000 коней, великое количество шелка и

золота; но Чингисхан, вторично вступив в Китай, осадил столицу его или

нынешний Пекин. Отчаянное сопротивление жителей не могло спасти города:

Моголы овладели им (в 1215 году) и зажгли дворец, который горел около

месяца. Свирепые победители нашли в Пекине богатую добычу и мудреца,

именем Иличуцая, родственника последних Императоров Китайских, славного в

Истории благодетеля людей: ибо он, заслужив любовь и доверенность

Чингисхана, спас миллионы несчастных от погибели, умерял его жестокость и

давал ему мудрые советы для образования диких Моголов.

Еще Татары-Ниучи противоборствовали Чингисхану: оставив сильную рать в

Китае, под начальством мужественного предводителя, он устремился к странам

западным, и сие движение войска его сделалось причиною бедствий для

России. Мы говорили о Турках Альтайских: хотя они, утесненные с одной

стороны Китайцами, а с другой Аравитянами (во XII веке завладевшими

Персиею), утратили силу и независимость свою; но единоплеменники их,

служив долгое время Калифам, освободились наконец от ига и были

основателями разных государств могущественных. Так, в исходе XI века

Монарх Турков-Сельчуков, именем Челаддин, господствовал от моря

Каспийского и Малой Бухарии до реки Гангеса, Иерусалима, Никеи и давал

повеления Багдадскому Калифу, Папе Магометан. Сие Государство исчезло,

ослабленное распрями частных его Владетелей и завоевателями Крестоносцев в

Азии: на развалинах его, в конце XII столетия, возвеличилась новая

Турецкая Династия Монархов Харазских, или Хивинских, которые завладели

большею частию Персии и Бухариею. В сие время там царствовал Магомет II,

гордо называясь вторым Александром Великим: Чингисхан имел к нему

уважение, искал его дружбы, хотел заключить с ним выгодный для обоих союз:

но Магомет велел умертвить послов Могольских...

Тогда Чингисхан прибегнул к суду Неба и меча своего; три ночи молился

на горе и торжественно объявил, что Бог в сновидении обещал ему победу

устами Епископа Христианского, живщего в земле Игуров. Сие обстоятельство,

вымышленное для ободрения суеверных, было весьма счастливо для Христиан:

ибо они с того времени пользовались особенным благоволением