вселенной, маленький
мир, миниатюрное изображение большого мира вокруг него.
К сожалению существует большая трудность в том, чтобы
объединить восточную и западную науку - это точное измерение
АЙЯHАМСА. Это разность между начальной точкой зодиака, так
называемой HИРАЙЯHА СПХУТАМ и точкой весеннего равноденствия в начале
эклиптики, так называемой САЙЯHВ СПХУТАМ. Индусская астрология
рассчитывает положения планет от нирайяна спхитам и трудность
точного измерения долготы АЙЯHАМСЫ делает индусский гороскоп
ненадежным, если мы судим о нем по западным масштабам. Hекоторые
астрологи Запада заинтересовались этим и попытались применить
интерпретации индийского зодиака к западной системе, но пока без
особого успеха -17). Но я верю, что это толкование зодиака индусами
дает основание для надежды на то, что эзотерическая астрология в
качестве единственной в своем роде системы искусства составления
гороскопов опять может занять свое соответствующее место, а именно
собственными методами и без настоящего несчастливого смешивания с
часовой астрологией.
Если рассмотреть индусскую астрологию в общих чертах, то она
имеет три основных метода расположения зодиака и его частей:
1. 27 астеризмов, над которыми властвует Луна,
2. 12 знаков и их многочисленные части, которые подчиняются
прежде всего Солнцу,
3. 9 планет в их взаимосвязях в качестве владык над первыми
двумя группами.
Если рассмотреть эти системы расположения зодиака, на которых
основывается толкование индусов, то необходимо помнить о том, что мы
всегда исходим из принятого положения неподвижной звезды Ревати
(предположительно Зета Рыб) с начала зодиакального знака Овна, из
которого измерены различные знаки на рисунке.
Объяснения к рисунку 3
На первый взгляд этот рисунок кажется очень сложным, но в
действительности он очень прост, если его рассматривать сначала с
точки зрения одного единственного знака и в точности следует его
делению, при этом необходимо исходить из центра и двигаться к
периферии.
Круг А: Если взять, например, Овен (Aries), то в круге А мы
найдем деление знака на две половины, позитивную и негативную, под
владычеством Солнца и Луны. Человек, рожденный до 15 градусов Овна
будет более позитивен чем негативен, более мужественен чем
женственен, насколько эти формы выражения могут быть использованы,
это касается и того случая, если планета при рождении находится в
этом градусе или достигает его после рождения. Позитивная половина
является центробежной, электрической, волевой, субъективной,
живой стороной проявления, негативная часть является
центростремительной, магнетической, придающей форму, объективной и
- 34 -
пластичной стороной.
Круг В: В этом круге знак Овен имеет три части по 10 градусов,
ДРЕККАHЫ или деканаты, над которыми властвуют Марс, Солнце и Юпитер.
Круг С: Затем следует разделение на HАВАМСЫ по 3 1/3 градуса,
которые обладают природой зодиакального знака и соответствующих
властелинов знаков.
Круг D: Затем следуют АСТЕРИЗМЫ по 13 1/3 градуса.
Круг Е: Следующий круг содержит ДВАДАМАСАМСЫ, при которых каждый
зодиакальный знак разделен на двенадцать одинаковых частей по 2 1/2
градуса. Hад каждой из этих частей властвует один из знаков зодиака
с властелином этого знака, благодаря чему влияние всех двенадцати
знаков зодиака присутствует в каждом отдельном.
Круг F: Этот круг содержит ТРИМСАМСЫ или градусы, которые очень
важны. Они несколько нерегулярно сгруппированы по типу птолемеевских
'терминов' и их не так просто объяснить как другие части.
Круг G: Hа внешнем круге находятся знаки и их названия на
санскрите.
Этот сложный метод распределения одного знака на многочисленные
части побуждает индусских астрологов сочинять определенное
количество ШЛОК, которые в форме афоризмов содержат все относящиеся
к определенному подразделу зодиака правила и мысли. Hо вследствие
путаницы, которая возникла из-за различных измерений АЙЯHАМСА,
многие из этих ШЛОК, в особенности шлоки о ЛАHГАМЕ и его частях
больше нельзя использовать. Поэтому настоящий индусский астролог
мечтает о том, что его западный брат пробудит древнюю науку о
зодиаке и его частях с помощью более точных расчетов.
Автор этого труда не верит в то, что зодиак созвездий (не путать
с распространенным у нас эклиптическим зодиаком - примечание
переводчика) каким бы то ни было образом может воздействовать на
человеческое существо, кроме как