в первом томе имеется хорошее и
объемное введение в учение о семи лучах. Том третий представляет
собой интерес, в частности, для астрологов. Но этот том можно понять
только прочитав первый том.
11. Ср. диаграммы и объяснения в работе Ч.Лидбитера 'Видимый и
невидимый человек'.
12. По поводу Урана - Солнца в 'Тайной доктрине', том первый
говорится: 'Семь сыновей, которые называются АДЬЯТАС, являются в
космическом и астрономическом смысле семью планетами. И то, что
Солнце исключено из их рядов, четко указывает на то, что индийские
астрологи знали седьмую планету, не называя ее Ураном'. В примечании
по этому поводу говорится: 'Тайная доктрина учит тому, что Солнце
является центральной звездой, а не планетой. Но древние знали и
почитали семь великих божеств за исключением Солнца и Земли. Чем был
этот 'Бог тайны', которого они упустили из внимания? Естественно, не
Уран, который был открыт Гершелем лишь в 1781 году. Но разве он не
мог быть известным под другим именем? Регон говорит: 'После того как
оккультные науки вследствие астрономических расчетов узнали о том,
что количество планет должно достигать семи, древние были приведены
к тому, чтобы ввести Солнце в гамму небесной гармонии. Таким образом
оно заняло пустое место. Таким образом, они приписывали любое
влияние, не соответствующее влиянию ни одной из шести известных
планет, Солнцу. Ошибка была очень значительной, но она заключалась
не в практических результатах, когда астрологи заменяли Уран
Солнцем (Maconerie Occulte). Название дней недели также
неправильно. Воскресенье - день Солнца - должен был бы называться
днем Урана' - добавляет писатель'.
13. Уран, Меркурий и Венера соответствуют% духу (атма), душе
духа (буддхи) и человеческой душе (манас). Сатурн обозначает
человеческое Я, которое является мостом между вечным (монадическим)
и временным (личным) в человеке.
14. Франц Гартманн указывает в 'Мистериях и символах' на Юпитер
как на высший принцип и на связь с человеческой аурой -
Юпитер - атма
Меркурий - буддхи Венера - манас
Сатурн
Марс - кама Земля Солнце - прана
Луна - майя
Земля - это восьмая планета, наивысшим выражением которой
является бренное земное тело.
ГЛАВА 4
15. См. 'Изучение Бхагават-Гиты'.
16. См. рисунки и объяснения в труде Безант и Лидбитера 'Видимый
и невидимый человек'.
17. См. 'Учебник древнеиндийской астрологии' Михира и
'Спиритуальная астрология' Е.Кришнамахарья.
18. Исследование отдельных градусов зодиака со времени А. Лео
значительно продвинулось вперед. Дейн Редияр рассматривает 360
градусов зодиака в книгах 'Астрология личности' и 'Астрологический
зодиак и сознание'.
ГЛАВА 5
19. О ступенях посвящения говорится в 'Голосе безмолвия'
Е.П.бЛАВАТСКОЙ, а также в книгах Бейли, в частности в 'Посвящении
человеческом и солнечном', а также 'Лучи и посвящения'.
ГЛАВА 6
20. Двенадцать знаков зодиака являются символами двенадцати
иерархий. Макс Хайндель дает в 'Мировоззрении розенкрейцеров'
следующее распределение: 'Овен и Телец - без имени, Близнецы -
Серафим, Рак - Херувим, Лев - владыки пламени, Дева - владыки
мудрости, Весы - владыки личности, Скорпион - владыки формы, Стрелец
- владыки интеллекта, Козерог - архангелы, Рыбы - перводухи (монады
земного человечества)'.
Либра дает в 'Космосе и микрокосмосе' другое распределение:
'Ангелы (Рак), архангелы (Лев), аркаи (Дева) или духи личности,
эксузиы (Весы) или духи формы, силы (Скорпион) или духи движения,
властелины (Стрелец) или духи мудрости, троны (Козерог) или духи
желания, херувимы (Водолей), серафины (Рыбы). Десятая иерархия
(Овен) образует всю колыбель развития человечества в ее первичной
сущности (монада). Одиннадцатая и двенадцатая иерархии (Телец и
Близнецы) развиваются в двух следующих манвантарах Земли.
21. Ментальное тело образует человеческий интеллект, который
европейскими мыслителями обозначен в качестве 'духа'. Принцип духа -
это в действительности Атма (Юпитер), Буддхи (Меркурий) и Манас
(Венера). Принцип манас образует собственно человека и разделяется на
высший и низший манас. Ментальное тело образуется из сознания
низшего манас.
22. Высшее спиритуальное мышление относится к сознанию высшего
манас, каузальному телу или эго, высшему Я или самости. В литературе
можно найти самые разные обозначения для этого принципа.
ГЛАВА 8
23. Три