о чем свидетельствует ее быстрое развитие без стороннего вмешательства. Нетрудно заключить, сколь велики будут успехи науки (в 'Протрептике' философия трактуется как знание вообще), если она получит поддержку со стороны государства. Оставаясь в данном произведении еще на позициях платоновского мировоззрения, Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела своим сравнением: душа в теле подобна живому человеку, связанному с трупом (так этрусские пираты поступали с оставшимися в живых пленниками).
Трактаты. Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политикоэкономические и искусствоведческне произведения.
Логика - детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в таких его трактатах, как 'Первая аналитика', 'Вторая аналитика', 'Топика', 'Опровержение софизмов', 'Категории' (впрочем, есть небезосновательное мнение, что это не аристотелевское произведение), 'Об истолковании'. Позднее логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием 'Органон' ('Орудие') .
Умозрительная физика Аристотеля отразилась в таких его сочинениях, как 'Физика', 'О небе', 'О возникновении и уничтожении', 'Метеорология' и др. Биология, в целом составлявшая часть физики, также ведет свое начало с Аристотеля, с его работ: 'История животных', 'О частях животных', 'О движении животных', 'О происхождении животных'. Аристотелю принадлежит и первый психологический трактат - сочинение 'О душе', к которому примыкают восемь небольших трактатов.
Велики заслуги Аристотеля в области этики. До нас дошли три этических сочинения Аристотеля: 'Никомахова этика', 'Эвдемова этика', 'Большая этика'. 'Политика' и 'Экономика' Аристотели составляют группу политико-экономических сочинений. Вопросы искусствоведения рассмотрены Аристотелем в его 'Поэтике'. К ней примыкает 'Риторика'. Главное собственно философское произведение Аристотеля - 'Метафизика'.
'Метафизика'. Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в 1 в. до н. э. Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил собственно философские 'книги' философа после 'книг' по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: 'То, что после физики' ('после' - по-древнегречески 'мета'). Так образовалось новое слово - 'метафизика', получившее со временем широкое распространение в философии.
'Метафизика' Аристотеля - как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных 'книг' и частей 'книг'. Отсюда ее неясности, противоречия и повторы. В 'Метафизике' четырнадцать книг. При этом книга V совершенно самостоятельна - это первый в истории философии словарь философских терминов. Книга XII так же самостоятельна, как и XIV и частично XIII. Поздняя часть XIII книги - новый вариант XIV и частично I книг (4-я и 5-я главы XIII книги - прямое переложение 6-й и 9-й глав I книги) . Ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. В целом в 'Метафизике' можно различить ранние и поздние части, а внутри них - основные и побочные. Ранние части были созданы во второй период ('годы странствий'), поздние - в третий ('второй афинский период') . Ранними считаются I, III и IV книги, поздними и основными - VI, VII и VIII книги, к ним примыкают IX и Х. Остальные книги - II, V, XI, XII, XIII, XIV - можно считать побочными. Ядро 'Метафизики' - VI, VII и VIII книги, с них надо начинать изучение этого памятника древнегреческой философии.
Колебания Аристотеля. Философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания. Во многом это объясняется плохим состоянием текста, но также и тем, что сам Аристотель так и не смог ясно решить для себя такие важные философские проблемы, как взаимоотношение общего и отдельного, ума и тела, эмпирического и рационального познания. Именно в попытках решить их Аристотель колебался между 'линией Платона' и с 'линией Демокрита'.
ТЕМА 57. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ
Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им 'первой философии' и 'второй философии'. Физика для Аристотеля все еще философия, но уже 'вторая'. Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще 'первая философия', предмет которой отличен от предмета физики как 'второй