'брахман'. В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считается бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в Древнем Китае. Всё больше внимания начинало уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. до н.э. философские воззрения достигли высокого уровня развития, что нашло своё выражение особенно в конфуцианстве, учении основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия.
Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.
Греческая античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 - 7 веках до.н.э. около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.
Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия - исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин 'философия' возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 -500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) в противоположность 'софосу' - мудрецу - пророку, обладавшему 'Софией' - божественной мудростью, 'философ' человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ - это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа - понять 'целое как целое', понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это 'знание ради самого знания' (Аристотель, 'Метафизика'). Это знание ради достижения свободы духа.
Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию - всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку.
Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:
1. Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы - 'Физис' и 'Космос', его строение - V - IV вв. до н.э.),
2. Среднюю классику(Сократ и его школы, софист), главная проблема - сущность человека - с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. и определяется как классический,
3. Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов - конец IV - II в. до н.э.,
4. Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса