люди, но никогда еще он не был в достаточной степени достигнут. Решение сексуальной проблемы освободит умы 23] людей от подавленных страстей и даст таким образом умственную свободу, которая позволит воспринять новые идеи и понятия. Мы поймем, что порок и добродетель не имеют ничего общего со способностью или неспособностью подчиняться человеческим законам, что главное - это восприятие человеком себя и своих взаимоотношений с Богом и с другими людьми. Добродетелью является проявление в человеке духа сотрудничества с его братьями, неизбежный отказ от эгоизма, понимание других и полное забвение себя. Порок же есть отрицание этих позиций. Эти два слова означают в реальности просто совершенство и несовершенство, следование божественной норме братства или же неспособность достичь этой нормы. Нормы - вещь изменчивая, и они меняются с ростом человека в сторону божественности. Они различны также в зависимости от судьбы человека, на которую влияют его время и век, его природа и окружение. Они изменяются также в зависимости от точки эволюционного развития. Нормы развития сейчас не те, какими они были тысячу лет назад, а через тысячу лет они тоже будут иными, чем сегодня.
Тем не менее, все периоды мировой истории не были такими критическими, как сейчас, потому что - помимо великой циклической возможности, о которой я уже говорил - в человечестве мы имеем само по себе уникальное достижение. Впервые в истории расы мы имеем примеры настоящего человеческого существа, человека, как он есть в своей сущности. Мы имеем личность, интегрированную и действующую как единица, имеем ум и эмоциональную природу, связанную, с одной стороны, с его физическим телом, а с другой - с его душой. К тому же сейчас главный упор все чаще делается не на физическую, а на ментальную жизнь, а во все растущем числе случаев даже и на жизнь духовную. То есть для уныния почти нет причины, если то, о чем я пишу здесь, правда. Сегодня, говоря в широком смысле, существует истинное 'устремление своих сердец к Богу', неуклонный поворот к миру духовных ценностей. Отсюда и наши теперешние потрясения.
24] Независимо от прихода новой эры, от вливания в наш мир духа Христа с его преобразующей и возрождающей силой, от циклического возвращения энергий седьмого луча, человечество сейчас впервые находится в состоянии, когда ответ на более глубокие духовные энергии и на новые возможности становится адекватным и синтетическим. Отсюда растущая проблема. Отсюда и великие открывающиеся возможности. Отсюда и чудесная заря, которая уже занимается на востоке.
Теперь мне хотелось бы подойти к проблеме секса с другой стороны и указать на то, что это основной символ. Символ, как мы хорошо знаем, есть внешний и видимый знак внутренней и духовной реальности. Что это за внутренняя реальность? Прежде всего, реальность взаимоотношений. Это отношения, существующие между основными парами противоположностей - отца и матери, духа и материи, между положительным и отрицательным, между жизнью и формой, а также между великими двойственностями, которые, сойдясь в космическом смысле, создают провозглашенного сына Божьего, космического Христа, сознательную чувствующую вселенную. Библейская история является драматическим символом этих отношений, а исторический Христос служит подтверждением их правдивости и реальности. Христос гарантирует нам реальность внутреннего значения и истинной духовной основы всего, что было, есть и будет. Благодаря отношениям света и тьмы то, что было невидимым, становится зримым, и мы можем это видеть и знать. Христос, как свет мира, открыл нам реальность. Из тьмы веков заговорил Бог, и миру явилось Отеческое начало Божества.
Драма создания и история откровения раскрываются для нас через взаимоотношения двух полов и через их слияние друг с другом, если мы способны видеть истину и точно оценивать духовное значение фактов. Когда эти отношения перестают быть 25] только физическими, но становятся союзом двух разделенных половинок во всех трех значениях - физическом, эмоциональном и ментальном, - тогда мы имеем решение сексуальной проблемы и возвращение брачных отношений к предназначенному им положению в Божьем Разуме. Пока же это брак двух физических тел. Иногда это также и брак эмоциональных натур двух людей. Очень редко он становится и союзом умов. Иногда это союз физического тела одного с физическим телом другого, остающегося холодным, незаинтересованным и отстраненным, но эмоционально это тело привлечено и включено в союз. Иногда ментальное тело соединяется с физическим телом, а эмоциональная природа