широко различаются взгляды людей на этот предмет. Здесь мы видим самый широкий спектр подходов к сексу, от безудержного распутства до моногамии, которая превратилась в жестокое бремя для женщины и разнузданную вседозволенность для мужчины. Будучи следствием этих ошибочных взглядов, все эти законы и беззакония, распущенность и ограничения создали в нашей цивилизации очаги заразы, если можно так выразиться. Из-за них мы имеем сейчас слабую мораль, основанную на ложном стыде, районы 'красных фонарей', которые представляют собой лишь жалкий компромисс между греховными побуждениями и неудовлетворенными желаниями, разводы, которые разрушают жизнь семьи и постепенно подрывают жизнь нации (так как каждая семья должна быть ее здоровой ячейкой), а также постоянный рост заболеваний в результате половой распущенности и множества беспорядочных 8] связей. Есть здесь и психологический фактор, причем очень важный. Это воинственность, проявляемая многими группами людей, желающих навязать всем остальным свои собственные идеи и свои пути решения человеческих проблем.
Среди всех этих результатов вековых ложных взглядов на сексуальную функцию выделяются два главных зла, а вернее, два главных результата человеческих действий, - умственный и физический. Они крайне важны. Это, во-первых, развитие в сознании человека тех комплексов, психозов и психологических отклонений, которые так серьезно подрывают здоровье и спокойствие сотен и тысяч людей. Во-вторых, это угроза самому существованию человечества, так как оно держится на семейном союзе и семейной жизни. С одной стороны, мы имеем распущенность и вседозволенность в сексуальных отношениях, которые приводят (и всегда приводили) к перенаселению и перепроизводству человеческих существ. С другой стороны мы имеем навязанное силой бесплодие, которое - хотя во многих отношениях и является меньшим злом - тоже опасно. Это бесплодие быстро прогрессирует. В конечном счете оно приводит к нежелательным физическим последствиям. Тем не менее, в настоящее время оно является меньшим из зол. Здесь можно отметить две вещи. В результате первого из этих зол, а также в результате перепроизводства, мы создали столь серьезную и острую ситуацию в экономике, что под угрозой оказались мир и стабильность во всем мире; в результате второго мы получим постепенное исчезновение человечества, если насильственно навязанная стерильность станет всеобщей практикой. Это приведет в конечном счете к преобладанию животного мира и бурному росту животной жизни, и нас ждет период регресса вместо развития.
9] Говоря о предмете секса, мне придется обобщать, так что в определенных правилах и предлагаемых классификациях будет, конечно, много исключений. Я рассматриваю этот предмет в целом, и моя главная тема, соответственно, заключается в опасности нынешних взглядов на секс, в необходимости более полного понимания, а значит, изменения взглядов людей на этот жизненно важный предмет. Отношение к сексуальной жизни со стороны неразумного дикаря и отношение к ней мыслящего и духовно ориентированного посвященного могут показаться настолько далекими друг от друга, как будто не имеют вообще точек соприкосновения; однако в своей основе оба этих отношения ближе друг к другу и к реальности, чем отношение современного обычного человека. Первое подчинено ритму животной натуры дикаря, и так же далеко от порока и грязной распущенности цивилизованного человека, как и у диких животных; второй проживает свою жизнь, контролируя ее, управляя силами своего ума и воодушевляемый стремлением к благу человечества. Между этими двумя крайностями лежит множество точек зрения, множество различных идей, много обычаев, много типов отношений (законных или незаконных), много животных и психологических реакций, много форм брака и много извращений природного процесса, которые присущи современному человеку во всех частях света. Они различаются также в разных цивилизациях и под влиянием разных климатических условий.
Совершенно ясно - не правда ли? - что в мои задачи не входит делать подробный анализ брачных обычаев разных времен, прошлых и настоящих. Это не моя цель - подробно разбирать ошибки, печальные последствия, многочисленные отклонения и садистские жестокости, которые произошли из-за неправильного восприятия человеком природных процессов или своего партнера; не 10] буду я останавливаться и на плачевном непонимании Закона Притяжения и Отталкивания. Вряд ли имело бы смысл выдвигать в этой краткой дискуссии о таком большом предмете какие-либо теории, сформулированные человеком в поиске решения.