Души, которая однажды Его познала. Это просто невозможно по сути вещей. Но вполне возможно, что мы найдем обычную ортодоксальную теологическую интерпретацию ошибочной. Вполне вероятно, что Христос намного более велик, чем нас приучили 227] верить, и что сердце Бога Отца намного добрее, чем сердца тех, кто пытался толковать его. Мы проповедовали Бога Любви, а распространили доктрину ненависти. Мы учили, что Христос умер, чтобы спасти мир, и пытались показать, что спасены могут быть только верующие в Него, хотя миллионы живут и умирают, никогда ничего не слышав о Христе. Мы живем в мире хаоса, пытаясь построить Царство Божие отдельно от текущей повседневной жизни и общего экономического положения, и в то же самое время теоретически допускаем отдаленные небеса, которых мы однажды сможем достичь. Но Христос учредил Царство на Земле, где все дети Божьи могли бы иметь равные возможности выразить себя в качестве сыновей Отца. Многие христиане считают это невозможным, и даже некоторые лучшие умы века отвергли эту идею.
Индивидуальное спасение, без сомнения, эгоистично в своих интересах и по своему характеру. Мы должны служить, чтобы спастись, а служить разумно мы можем только в том случае, если верим в божественность всех людей, а также в выдающееся служение Христа расе. Царствие Божие - это царство служителей, ибо каждая спасенная Душа должна бескомпромиссно встать в ряды тех, кто непрестанно служит своим собратьям. Др. Швейцер, чье видение Царства Божьего так уникально и так реально, указывает на эту истину и ступени ее понимания в следующих словах:
'Нисходящие стадии служения соответствуют восходящим стадиям управления:
1. А кто хочет быть бoльшим между вами, да будет вам слугою.233
2. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.234
3. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.235
Кульминация бывает двух видов: служение Учеников распространяется только на их круг; служение Иисуса - на неограниченное число существ, на всех, кто может извлечь пользу из его страдания и смерти. В случае Учеников это был просто вопрос 228] неэгоистического подчинения; в случае Иисуса это означало мучительные, смертельные страдания. Оба случая считаются служением, так как они соответствуют нормам жизни в Царстве'.236
Любовь - это начало, и любовь - это конец, в любви мы служим и работаем. Так заканчивается долгое странствие - в славе отречения от личного желания и в посвящении себя живому служению.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПЯТОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ:
ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ
КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ
'Кроме как от Христа, мы не знаем ни что есть наша жизнь, ни что есть наша смерть; мы не знаем, ни что есть Бог, ни что такое мы сами'.
(Паскаль, 'Мысли')
'Существует Душа, превыше души каждого,
Могущественная Душа, которая все же принадлежит каждому!
Существует звук, вмещающий всю человеческую речь,
И разнообразный, как созвучие всех песен;
И в этой Душе живет каждый, и в каждом эта Душа,
И ее время жизни простирается сквозь все века;
Каждая душа, умирающая в своем самом священном Целом,
Получает жизнь, которая будет длиться вечно'.
(Ричард Ватсон Диксон)
231] Это посвящение делится на две фазы, о каждой из которых мы знаем очень немного. Детали эпизода или кризиса Воскресения в жизни Христа не были освещены авторами Нового Завета. Они не могли знать больше. После Распятия нам мало что говорится о жизни Самого Христа, не говорится нам также и о том, что занимало Его между моментом воскресения и тем, когда Он оставил группу Апостолов и 'вознесся на небо' - символическая фраза, мало что значащая для любого из нас. Решающим и ключевым для человеческого понимания в данное время является четвертое Посвящение. Только когда мы овладеем смыслом служения и жертвы, нам может быть открыт факт бессмертия и его истинное значение. Как Христос воскрес, каким именно процессам Он подвергался, в каком точно теле Он появился, мы не можем сказать. Апостолы уверяют нас, что это тело походило на то, каким Он пользовался раньше, но было ли это то же самое тело, чудом воскресшее, или это было Его духовное тело, показавшееся тем же самым физическим глазам тех, кто любил Его, или же Он построил совершенно новое тело по тому же образцу, что и предыдущее, мы не можем сказать; мы не можем быть уверены в том, что видение учеников не было сверхъестественным, или в том, что усилием Своей выраженной божественности Христос так стимулировал внутреннее 232] видение учеников, что они видели как ясновидящие, или в другом