на человека, посмотреть на него как на атом, или клетку, в теле великой Сущности, и развить данную концепцию о трёх видах сознания подобным же образом. А теперь нам стоит опуститься на землю и рассмотреть более практические вопросы, нежели абсолютное сознание.
Западная наука постепенно приходит к выводу, давно сделанному эзотерической философией Востока, о том, что сознание следует считать присущим не только животному и человеку. Нужно признать, что оно распространяется на растительное и минеральное царства, а венцом эволюционного 102] роста сознания в трёх низших царствах следует считать самосознание. Невозможно за столь короткое время, какое имеется в нашем распоряжении, провести это увлекательнейшее исследование развития сознания в животном царстве и в растительном, а также его проявления в царстве минеральном. Подобное исследование позволило бы нам узнать, что даже минералы проявляют признаки сознательной реакции на возбудитель и признаки усталости и что минерал можно отравить и даже убить почти так же, как можно убить человека. Наличие у растений сознания признаётся всё шире, и публикуются очень интересные статьи на эту тему, открывающие широкий диапазон мнений. Как мы видели, единственное, что можно с уверенностью сказать об атомной субстанции, это то, что она обладает интеллектом, то есть способностью различения и выбора. Это основная особенность сознания, проявляющегося через минеральное царство. В растительном царстве проявлено другое качество - зачаточная сенситивность, или чувствительность. Это царство откликается иначе, чем минеральное. В животном царстве обнаруживается третья реакция: животное демонстрирует не только чувствительность гораздо в большей степени, чем в растительном царстве, но и признаки интеллекта, или зародыша ума. Инстинкт признаётся за всеми животными единицами, а 103] само слово (instinct) происходит от того же корня, что и слово 'побуждать' ('instigate'). Когда в какой-либо животной форме возникает способность откликаться на побуждение, это свидетельствует о начале проявления зародыша ума. Во всех этих царствах существуют различные градации и виды сознания, а у человека мы видим уже первые признаки самосознания, или того, что позволяет ему осознавать себя отдельным существом, движущей силой в теле, тем, кто познаёт посредством этих оболочек. На это давно указывают на Востоке, а 'эзотерическая философия учит, что все живёт и обладает сознанием, но не все жизни и сознания подобны человеческим'; она обращает особое внимание на то, что 'целые пропасти существуют между сознанием атома и цветка, сознанием цветка и человека, сознанием человека и Бога'. Как говорит Браунинг: 'Но в человеке вновь возникает стремленье к Богу'. Человек ещё не Бог, но становится Богом, проявляет образ Божий, и когда-нибудь это проявление будет совершенным. Через объективное он стремится к демонстрации субъективной, божественной, тройственной жизни.
Метод эволюционного развития сознания человека является лишь повторением на более высоком витке спирали двух этапов, которые мы отмечали в эволюции 104] атома: этапов атомной энергии и групповой связанности. В настоящее время человечество проходит атомный этап проявления, ведущий к ещё не достигнутой цели - групповому этапу.
Для тех из нас, кто хоть как-то интересуется способностью осознавать и имеет обыкновение отмечать то, что происходит вокруг, очевидно, что у людей есть разные уровни ментальности и разные типы сознания. Есть люди энергичные, живые, замечающие всё вокруг, тонко чувствующие, следящие за течением мысли в различных областях человеческой активности и ничего не упускающие. А есть люди, как будто пребывающие во сне, которых, кажется, ничто не интересует; всё проходит мимо их сознания, они инертны, слабо реагируют на внешние возбудители и умственно пассивны. Это заметно и у детей: одни реагируют очень быстро, а других мы называем глупыми. Но дело вовсе не в том, что одни глупее других, просто всё определяется внутренним этапом эволюции ребенка, числом его воплощений и длительностью периода развития сознания.
Давайте теперь рассмотрим два этапа - этап атома и этап формы - и проследим развитие сознания человека, не забывая, 105] что в человеческом атоме заключено всё то, что было обретено на предыдущих этапах в трёх низших царствах природы. Стать человеком можно, лишь пройдя громадный эволюционный процесс в этих царствах и собрав его плоды. Человек начинает своё развитие, уже имея в латентном состоянии всё, что было достигнуто в трёх низших царствах. Он обладает самосознанием