и имеет перед собой чёткую цель: достижение группового сознания. Для атома субстанции целью было достижение самосознания, для человека же целью является более великое Сознание и более широкий круг осведомлённости.
Атомный этап, который мы сейчас рассматриваем, представляет особый интерес потому, что именно этот этап проходит сейчас бoльшая часть человечества. Этот этап включает период (весьма необходимой) сосредоточенности на себе, цикл, в течение которого человека волнуют лишь его собственные дела и то, что интересно только ему; он интенсивно живёт собственной жизнью и вибрационно откликается только на касающиеся его проблемы. Долгое время в прошлом и даже сейчас (так как я не думаю, что многие из нас обидятся, если назвать их не достигшими совершенства, или пока не достигшими цели) мы, в большинстве своём, были и остаёмся слишком эгоистичными; происходящее в мире волнует нас только по следующим причинам: либо оно представляет интерес для ума, либо способно растрогать наши сердца, либо из-за нашей нелюбви к неприятностям, либо когда мы просто следуем моде. Но 106] несмотря на интерес ума, наше внимание в подавляющей степени фокусируется на том, что касается нашей собственной жизни. Мы проходим атомный этап и всецело поглощены своими личными проблемами. Понаблюдайте за толпами на улицах большого города, и везде вы увидите людей, находящихся на атомном этапе, занятых лишь собой и собственными делами, ищущих удовольствий и желающих только развлечений и лишь изредка занятых тем, что касается группы. Это необходимый и защитный этап, очень важный для каждого отдельного представителя человечества. Понимание этого, несомненно, сделает всех нас терпимее к нашим братьям и сёстрам, которые так часто раздражают нас.
Но каким образом мы развиваемся на атомном этапе и после него? На Востоке многие века процесс эволюции считается двойственным. Человека учат, что он эволюционирует и развивает осведомлённость сначала посредством пяти чувств, а позже через развитие способности различения наряду с беспристрастностью. Здесь же, на Западе, мы прежде всего акцентировали пять чувств и не говорили об огромной важности различения. Наблюдая за развитием младенца, вы увидите, например, что обычно он развивает пять чувств в 107] определённой последовательности. Сначала развивается слух: ребёнок поворачивает голову в сторону шума. Затем следует осязание: ребёнок начинает всё ощупывать своими ручками. Далее пробуждается зрение. Я не хочу сказать, что ребёнок не видит или рождается слепым, как котёнок, но нередко проходит несколько недель, прежде чем он начнёт сознательно смотреть и узнавать то, что видит. Зрение было у него с самого рождения, но не было осознания видимого. Так же обстоит дело и с большими расширениями сознания и реализациями, которые предстоят современному человеку. В этих первостепенных, или основных, чувствах - слухе, осязании и зрении - мы видим интересную аналогию и связь с тройственным проявлением Божества, 'Я', 'не-Я' и взаимоотношениями между ними. 'Я' оккультно слышит и реагирует на вибрацию, сознавая себя. Оно познаёт окружающий мир и его материальность через осязание, но только когда включается зрение, или сознательное распознавание, устанавливается прочная связь 'Я' и 'не-Я'. Есть ещё два чувства, которые помогают 'Я' контактировать с миром, это вкус и запах, но они не имеют такого значения для интеллектуального раскрытия, как три вышеупомянутых. Посредством этих пяти чувств мы осуществляем все возможные контакты на физическом плане, благодаря им мы учимся, растём, познаём и развиваемся, и благодаря им же 108] развиваются все важнейшие инстинкты. Эти чувства выполняют важную защитную роль, так как не только позволяют нам контактировать с окружающей средой, но и защищают нас от неё.
Раскрыв интеллект и расширив сознание посредством этих пяти чувств, мы переживаем кризис, и в действие вступает ещё один фактор - различение с помощью ума. Я имею в виду способность различения самосознательной единицы. Я говорю о том сознательном выборе, который демонстрируем мы с вами и к которому вынуждены будем прибегнуть, когда под действием эволюции научимся отличать 'Я' от 'не-Я', реальное от нереального, жизнь в форме от самой формы, познающего от познаваемого. В этом и состоит вся цель эволюции: достижение сознания истинного 'Я' через посредство 'не-Я'.
Мы проходим длительный период, или цикл, многих жизней, в течение которого отождествляем себя с формой и настолько объединяемся с 'не-Я', что не видим между собой и им никакой разницы, будучи всецело