с позиций сверхъестественного и интересуются не столько материальной их стороной, сколько так называемой божественной. Этот подход рассматривает жизненный и духовный аспекты, считая Жизнь фактором, внешним по отношению к Солнечной системе и человеку, и определяя этот фактор как великое творческое Начало, создающее материальную Вселенную и управляющее ею, но находящееся вне её. Очевидно, что этих двух подходов придерживаются ученые откровенно материалистических взглядов, ортодоксальные христиане и деисты2 различных течений.
Затем я указала третий подход к проблеме, и мы назвали его идеалистической концепцией. Такой подход учитывает не только материальную форму, но и жизнь в ней, и постулирует Сознание, или Интеллект, который развивается посредством этой внешней формы. Думаю, вы заметите, что в наших лекциях я буду уделять особое внимание именно этому подходу. Что ни говори, а ни один лектор не в состоянии полностью абстрагироваться от собственных убеждений, и в данных беседах я поставила перед собой задачу следовать этому третьему подходу, так как для меня он 33] синтезирует и два первых, дополняя их теми концепциями, благодаря которым все три сливаются в одно согласованное целое. А о логичности, обоснованности и убедительности этой третьей точки зрения придётся судить вам самим.
Самым обычным фактом жизни для всех нас является материальный мир - мир, который окружает нас и с которым мы контактируем посредством пяти чувств, мир, который метафизики называют 'не-Я' и который объективен для каждого из нас. Как мы знаем, химики пытаются разложить все известные вещества на самые простые элементы, и не так давно казалось, что это уже достигнуто. Химики полагали, что известных элементов не более семидесяти-восьмидесяти. А около двадцати лет назад (в 1898 году) был открыт новый элемент, который назвали радием, и его открытие явилось революционным в понимании вещества и материи. Если вы обратитесь к учебникам прошлого столетия или раскроете старые словари в поисках, например, определения атома, то скорее всего найдёте цитату Ньютона. Он определяет атом как 'твёрдую, невидимую, первичную частицу', иначе говоря, нечто, что дальше уже не делится. Эта частица считалась мельчайшей и неделимой во Вселенной и учёными Викторианской эпохи была названа 'краеугольным камнем Вселенной'. 34] Им казалось, что они достигли предела и обнаружили саму основу всего проявленного и объективного. Но открытие радия и других радиоактивных веществ поставило человечество перед совершенно новой ситуацией. Стало ясно, что частица, считавшаяся первичной, вовсе не является таковой. Сейчас мы имеем следующее определение атома (я цитирую 'Нормативный словарь'):
'Атом - это силовой центр, аспект электрического явления, энергетический центр, активный благодаря своему строению и отдающий энергию, тепло или излучение'.
Таким образом, атом (как и предполагал в 1867 году лорд Кельвин) представляет собой 'вихревое кольцо', или силовой центр, а не частицу того, что мы понимаем как осязаемое вещество. Эта элементарная частица материи, как теперь выяснилось, состоит из положительно заряженного энергетического ядра, окружённого - как солнце планетами - электронами, или отрицательно заряженными корпускулами. Так атом прежней науки разделился на более мелкие частицы. Химические элементы отличаются числом этих отрицательных электронов и расположением их орбит вокруг положительных ядер. Электроны вращаются, или движутся, вокруг этого центрального заряда, как планеты вокруг солнца. В одной из своих 35] последних книг профессор Содди3 указал, что атом выглядит как целая солнечная система: в нём можно различить центральное солнце и планеты, вращающиеся вокруг него по своим орбитам.
Каждому из нас ясно, что анализ такого определения атома даёт нам совершенно новую концепцию субстанции. Догматические утверждения больше не годятся, так как понятно, что в ходе дальнейших открытий может оказаться, что электроны сами являются мирами внутри миров. В книге одного из наших учёных есть интересное предположение о том, что электрон сам, возможно, будет разделён на то, что он называет 'психонами', и это введёт нас в области, которые в настоящее время не считаются физическими. Может быть это просто мечта, но и самой себе, и вам я пытаюсь донести впечатление, что мы едва ли представляем себе уровень, на котором находится наша научная мысль, и то же относится к миру религии и экономики. Всё сейчас переживает переходный период: меняются старые порядки, становится неприемлемым или неполным прежний взгляд на вещи,