усилием, осуществляемым самим человеком. Я проделал множество экспериментов с медитативной и йогической техниками, приводимыми разными авторитетами. Ни разу у меня не было таких результатов, которые стоили бы затраченных усилий, пока я не привносил что-нибудь свое. Очевидно, такое видоизменение подсказывается интуитивно. Нередко я достигал результатов, прибегая к методам диаметрально противоположным тому, который рекомендовался данным авторитетом. Насколько я могу судить по своему опыту, эффективный метод всегда должен быть в какой-то мере найден собственными усилиями. Я подозреваю здесь присутствие какого-то универсального принципа, но в настоящее время не в состоянии вывести обобщающее оперативное заключение. Несмотря на то, что временами бывали частичные преображения и постижения, потребовалось двадцать четыре года поисков, прежде чем я достиг кульминационного момента. Все предпринимаемые мною шаги в пределах субъектно-объектной сферы были сознательными, благодаря чему я мог их сформулировать и оцедить. К тому же я сознаю трансцендентный фактор и понимаю его значение. Если бы я с самого начала знал все, что здесь, под обложкой одной книги собрано впервые, можно было бы сберечь многие годы. Быть может, для кого-то другого эта книга будет иметь такое же значение, - но с точки зрения очевидности Запредельного я хотел бы отметить, что в данном случае изначальное убеждение автора в необходимости поиска и в том, что он оправдан, подтверждалось в ходе семинаров, которые были частью учебной программы в одном из ведущих западных университетов. В усилиях найти этот путь автор подчас следовал другим, но, в конце концов, нашел собственный, причем, не отказываясь от достижений западного мышления. Что сделал один, могут сделать и другие.
Мое последнее слово по этому поводу будет следующим: я стремился к Цели, существование которой было, по моему убеждению, весьма вероятным. Я преуспел в обретении этой Цели, и теперь я Знаю и могу сказать и другим - она, безусловно, стоит любых усилий к ее достижению, и бесконечно большего.
54. ПОЭТИЧЕСКАЯ ИНТЕРЛЮДИЯ
11 сентября
Я человек, но я и Бог.
Ибо я То, что объемлет и богов, и людей.
Я хожу среди людей в форме человека,
Подверженный ошибкам, более или менее добрый,
Как и все.
Но я также сияю с Богами во Славе. Я сжимаю себя в минерале, Инертном и долготерпеливом. Непрестанно расту я в растении. Направляюсь желанием в животном. Я во всем, но всегда Превыше всего. Я Пламя, которое неугасимо; Я пожираю все.
* * *
Я сижу и пишу на асфальтированной площадке. Рядом растет дерево, корни его мягкие и хрупкие под этой площадкой.
Непрерывно, медленно, но неизбежно распространяются эти корни.
Асфальт дает дорогу, сопротивление его бессильно.
Так и я ширюсь, неизбежно, неумолимо в этом мире.
Передо Мной не устоит никакая кристаллизация формы.
В конце концов, все иные силы терпят неудачу;
Мое же вновь возвращается ко Мне.
* * *
Что значит здоровье, болезнь или смерть,
Преходящие формы в Бесконечном Потоке Жизни?
В здоровьи иду я вперед,
Быть может, к забвению;
В болезни я обращаюсь вовнутрь, и
вспоминаю.
В чем же большее благо? Я не знаю.
Люди стремятся к здоровью, Я не стремлюсь вообще.
Я даю здоровье и приемлю благословение болезни.
Но за всем этим есть Я - Несвязанный.
* * *
Ищу ли я ошибок в людях? Тогда я точно найду их:
Нечестность, вожделение, алчность и ненависть -
Все это является с безмерной плодовитостью.
Ищу ли я хорошего?
Тогда что за славный образец человек!
Благородный, добрый и честный.
Какой же из них настоящий?
Никакой и оба.
Человек отражает именно то, что Я ищу.
55. РЕАЛЬНОЕ И НЕРЕАЛЬНОЕ
11 сентября
На данном этапе мы, наконец, в состоянии приблизиться к пониманию того, что означает 'сансара' буддистов, 'майя' Веданты, или 'иллюзорная природа феноменального мира' гегельянцев. Состояние Высокой Беспристрастности абсолютна Реально и менее всего какая-то воздушная абстракция. Однако Оно может казаться такой абстракцией с точки зрения относительного сознания. Нелепо воображать, что когда человек Пробудился к подлинному Сознанию, то объективная вселенная исчезает в фотографическом смысле. В Высшем Сознании внутреннее и внешнее слиты воедино, как и все прочие двойственности. Так что неверно считать внешнее нереальным, утверждая в то же время реальность внутреннего. Ни одна часть какой бы то ни было двойственности сама по себе не реальна. Именно разграничивающее выделение той или иной фазы взаимосвязанных двойственностей дает мнимую отвлеченность,