как будто противоречило тому, что я интуитивно ощущал как верное, в чем я и убедился впоследствии. Так что ошибались не философы-мистики, а переводчики и западные исследователи мистицизма и оккультизма.
Следует отметить и то, что в более глубокой и полной восточной философии 'манас' имеет два аспекта: низший и высший. Так вот, низший аспект манаса называется еще и 'разрушителем реального', и, таким образом, именно этот аспект следует победить тому, кто хочет достигнуть Высшего Знания. Низший манас соединен с желаниями, и потому является лишь главой органов чувств. Его даже зовут - 'раджа чувств'. Иными словами, подчинить низший разум значит 'подчинить чувства через раджу чувств'. Это явно важно, поскольку именно чувства составляют основу объективного опыта, порождая желание, направленное на объективное и, следовательно, - прочь от чисто Субъективного, на котором покоится вся объективная вселенная.
Далее, хотя смысл понятия 'низший манас' отчасти входит в западное понимание слова 'ум', последнее значит гораздо больше. Обратимся к определениям, данным в хорошем словаре. Так, в 'Словаре века' мы найдем следующие определения: 'То, что чувствует, желает и мыслит; сознательный субъект; эго, душа'. Это гораздо ближе к подлинному значению 'атмана', или 'Я есмь', чем 'манаса' и в низшем и в высшем смысле, за исключением того, что 'эгоизм' тесно связан с 'манасом'. Далее мы имеем следующее определение: 'Интеллект, или познавательная способность, или часть души отличная от чувствования и воления; разумность'. Отчасти это близко значению термина 'Чит', а также передает в значительной степени смысл понятия 'высший манас', но не включает в себя как таковую связь с желанием, что является существенным аспектом низшего манаса. И третье: 'Сфера сознания, созерцание, мысль, суждение'. Это объемлет широкий диапазон понятий, которые определенно следует различать. В восточной философии есть для этого такие термины как Нирвана, Сансара, Самшайя и Мата. Лишь с последним значением - 'суждение' - мы начинаем входить по-настоящему в сферу низшего манаса, ибо желание и ощущение, скорее всего, играют роль в формировании суждения. Философское использование этого термина определяет под словом 'ум' и такие качества как 'разум', 'понимание', 'распознавание', 'различение' и многое от 'интуиции'. Кажется, нам следует заключить, что как бы ни было слово 'ум' близко по своему филологическому основанию слову 'манас', это весьма дурной перевод слова 'манас', в особенности, когда последний употребляется в низшем смысле. Наши слова 'ощущение' и 'желание' гораздо ближе к значению низшего манаса, хотя и они не могут служить подлинно удовлетворительным переводом.
В широком смысле 'Критика чистого разума' посвящена анализу способностей и функций человеческого ума. Наряду с рассмотрением функций восприятия, что вполне соответствует низшему манасу, в этой работе обсуждается также спонтанность понимания. Эта проблема касается сферы, обозначаемой в восточной философии словами 'атман', 'буддхи' и 'манас', если брать последний в более высоком смысле. 'Интеллект' Канта в весьма значительной мере совпадает с 'Буддхи' Шанкары, но важно то, что Кант использует это понятие в гораздо более фундаментальном смысле, чем любой другой западный мыслитель.
В какой-то степени я занялся этим вопросом потому, что в моем прежнем представлении неверный перевод 'низшего манаса' как будто требовал от меня подавления именно тех способностей, которые являются жизненно важными для самого Свершения, ибо в то время я исходил из западного понимания слова 'ум'. С той же трудностью вполне могут столкнуться и другие - ведь сокрушить или подавить 'ум' в западном смысле этого слова буквально означало бы сокрушить или подавить душу. Ни один подлинный мистик не имеет этого в виду, а если и говорит так, то лишь в силу недостаточного знакомства с английским термином.
В этих беседах я стараюсь передать принципиальный смысл Познания и выявить факторы, благоприятные для него. Как уже должно быть ясно для внимательного читателя, под 'Познанием' в полном смысле этого слова я подразумеваю именно то, что Будда подразумевает под Озарением, Шанкара - под Освобождением, а Иисус - под Царствием Небесным. Преследуя эту цель и, в то же время, сохраняя, сколь возможно большую, точность, я разделил способы человеческого опознавания на три типа: ощущение, чувствование (аффекты) и познавательную способность. 'Ощущение' объемлет всю сферу восприятия: собственно ощущение, перцепция и рецепция. 'Аффекты' включают такие качества, как любовь,