начаткам ответственности. Дети, рождающиеся в нынешний период и которых сейчас много, обладают высокой степенью познания; сами того не зная, они духовно живы, и первый показатель этого - их чувство ответственности. Они знают, что должны поддерживать братьев своих. Терпеливая прививка этого качества, попытка научить их брать на себя небольшие обязанности и разделять за что-то ответственность потребуют от преподавателя огромного терпения; но это основное, что приучает детей к добру и тому, что в будущем они будут приносить пользу миру.
3. Атмосфера понимания. Очень немногие учителя и родители объясняют ребенку доводы в пользу каких-то действий и предъявляемые ему требования. Но ведь объяснения неизбежно вызывают отклик, ибо ребенок думает больше, чем кажется, и этот процесс приучает его осмысливать свои мотивы. Многое из того, что совершает обычный ребенок, само по себе не является ошибочным; его действия вызываются подавлением исследовательского духа, побуждением отплатить за несправедливость (возникшую из-за непонимания взрослыми его мотивов), неспособностью правильно, с пользой выбрать время и стремлением привлечь внимание. Это просто первые проявления индивидуальности. Старшие склонны развивать у ребенка преждевременное ненужное чувство вины; они заостряют внимание на раздражающих мелочах, которые следовало бы игнорировать. Справедливое чувство вины из-за несоблюдения правильных групповых отношений не развивается; но, если к ребенку относиться с пониманием, то настоящие ошибки, нарушение прав других людей, вторжение личного желания в групповые отношения ради собственной выгоды высвечиваются в свое время в должной мере. Педагогам нужно помнить, что тысячи детей постоянно были свидетелями злодеяний, совершаемых взрослыми; это могло извратить их установки, дать ложные ориентиры и подорвать авторитет старших. Ребенок склонен к антисоциальным поступкам, если его не понимают или если обстоятельства требуют от него слишком многого.
Правильная атмосфера, прививка некоторых правильных принципов и отменное любящее понимание - вот главные требования в переживаемый нами труднейший переходный период. Организованная жизнь очень помогает, но дети, о которых мы говорим, не знали дисциплины. Постоянная борьба за выживание была основным занятием взрослых и детей. Поначалу им будет трудно настроиться на рекомендуемый ритм жизни; дисциплина нужна, но это должна быть дисциплина любви, необходимость которой следует подробно и исчерпывающе объяснять, чтобы ребенок понимал доводы в пользу таинственного нового порядка бытия. Усталость, инерция, отсутствие интереса, как последствия войны и недоедания, создают поначалу определенные трудности. Учителям и воспитателям нужно запастись терпением, пониманием и любовью, что дается нелегко, ибо возникает мучительная мысль о сложностях, которые нужно преодолеть, и проблемах, которые нужно решить.
В каждой стране надлежит искать и мобилизовывать мужчин и женщин, наделенных видением, и такие люди есть; они должны обладать необходимой оснащенностью и поддержкой тех, кому они могут доверять. Поначалу нельзя требовать слишком многого, ибо ближайшая необходимость - излагать факты, рассеивать страх, показывать, что любовь есть таки в мире, и воспитывать чувство безопасности. Тогда и только тогда можно будет приступить к более конкретным процессам, требующим составления долгосрочного плана, возможность которого провидели некоторые из нас.
Долгосрочный план
Теперь сформулируем более широкий план, касающийся воспитания детей в мире будущего. Мы уже отметили, что, несмотря на универсальные образовательные процессы и множество центров обучения в каждой стране, нам еще не удается давать молодым людям образование, которое помогло бы им жить целостно и конструктивно. В течение последних двух-трех тысячелетий развитие образования в мире шло по трем главным направлениям, начавшись на Востоке и достигнув сегодня наивысшего уровня на Западе. Веками в Азии практиковались интенсивное обучение отдельных тщательно отобранных индивидуумов и полное пренебрежение к массам. Азия и только Азия породила те выдающиеся фигуры, которые даже сегодня являются объектами всеобщего преклонения: Лао-Цзы, Конфуция, Будду, Шри Кришну и Христа. Они наложили и все еще накладывают Свой отпечаток на миллионы.
Затем в Европе существовала система образования, когда внимание сосредоточивалось на нескольких привилегированных группах, получавших блестящую культурную подготовку; но массам давались лишь потребные начатки знаний. В результате периодически