и что смерти нет; Он жаждал, чтобы Христос в каждом человеке (внутреннее Христово сознание, объединяющее нас друг с другом и с Христом) расцвел во всей своей славе; Он учил, что служение есть ключевая нота духовной жизни и что воля Бога будет открыта. Вот об этом-то массы комментаторов и не писали. Они до тошноты спорили, сколько у Христа от Бога, сколько от человека, о природе непорочного зачатия, о функции Св. Павла как наставника христианской веры, о природе ада, о спасении кровию и о степени достоверности и историчности Библии.
Сегодня в умах людей брезжит свобода; они уясняют, что каждому человеку надо позволить поклоняться Богу по-своему. Это не означает что каждый будет выбирать себе (в грядущем новом веке) теологическую школу, к которой и будет принадлежать. Нет, его собственный, озаренный Богом ум будет искать истину и интерпретировать ее для себя. Дни теологии сочтены, а дни живой истины близки. Это ортодоксальные церкви отказываются признавать. Истина, по существу, бесспорна; где возникает спор, там концепция обычно второстепенная и олицетворяет главным образом человеческие представления об истине.
Люди сегодня значительно преуспели в отказе от догм и доктрин, и это хорошо, правильно и ободряет. Это означает прогресс, хотя церквям пока не удается видеть в этом влияние божественности. Свобода мысли, сомнения в представляемых истинах, отказ принимать учения церквей в терминах старой теологии и неприятие навязываемого церковного авторитета являются отличительными чертами творческого духовного мышления в наше время; это рассматривается ортодоксальными церковниками как указание на опасные тенденции, как отвращение от Бога и, следовательно, потеря чувства божественного. Но это означает как раз обратное.
Возможно, столь же пагубными по своему действию на бесчисленные тысячи наиболее невежественных людей являются материалистические и политические амбиции церквей. В восточных вероисповеданиях они не столь заметны; в западном мире эта тенденция быстро приводит к вырождению церквей. В восточных религиях преобладает гибельная негативность; представляемых истин недостает для того, чтобы улучшить повседневную жизнь верующих или творчески закрепить истину на физическом плане. Действие восточных доктрин в большой степени субъективно и негативно в отношении ежедневных дел. Негативность теологических интерпретаций буддийских и индусских Писаний удерживала людей в статическом состоянии, из которого они медленно начинают выходить. Мусульманская вера, как и христианская, является позитивным представлением истины, хотя и очень материалистическим; оба вероисповедания отличались воинствующим характером и политической активностью.
Великая западная вера, христианство, была чисто объективной в своем представлении истины; так было необходимо. Она была воинствующей, фанатичной, грубо материалистической и амбициозной. У нее были и политические расчеты, и пышные церемонии, и большие каменные здания, и власть, безжалостно давящая своим авторитетом.
Ранняя христианская церковь (бывшая относительно безупречной в представлении истины и жизненных процессов) в конце концов раскололась на три главные ветви: на римско-католическую церковь, которая сегодня стремится набрать капитал на том, что она, якобы, является материнской церковью; на византийскую или греческую православную церковь и на протестантские церкви. Все откололись из-за доктринальных расхождений, все были первоначально искренними и достойными, сравнительно безупречными и незапятнанными. Все постепенно выродились, и сегодня налицо следующая серьезная, прискорбная ситуация:
1. Римско-католическая церковь характеризуется тремя факторами, которые все противоречат духу Христа:
а. Крайне материалистическая позиция. Церковь Рима считает необходимым возводить огромные каменные здания: соборы, церкви, институты и монастыри. Чтобы их строить, она веками проводила политику выжимания денег из карманов как богатых, так и бедных. Римско-католическая церковь это чисто капиталистическая церковь. На деньги, собираемые в ее казну, содержатся могущественная церковная иерархия и ее многочисленные институты и школы.
б. Далекоидущая, дальновидная политическая программа, целью которой является преходящая власть, а не благо маленьких людей. Нынешняя программа католической церкви имеет определенную политическую подоплеку; ее отношение к коммунизму взращивает семена еще одной мировой войны. Политическая активность католической церкви не несет мира, под какой бы маской она ни выступала.
в. Планомерная