о божественной Сущности, скрытой глубоко в их сердцах. Различия только в степени сознания; нет различий по природе.
5. Божественные Приходы
Ко всем вышеприведенным истинам, существенным для человеческого раскрытия, надо добавить еще одну. Она пока лишь смутно ощущается, поскольку является более объемлющей, чем любая истина, до сих пор представлявшаяся сознанию рода человеческого. Она более объемлюща, ибо связана с Целым, а не только с индивидуальным человеком и его личным спасением. Она расширяет индивидуальное приближение к истине. Назовем ее истиной о великих Циклических Приходах божественного к человеческому; все мировые Спасители и Учителя являются их символами и гарантиями. В некоторые великие моменты на протяжении веков Бог приближался к Своему народу, а человечество в то же время совершало огромные, хотя зачастую и бессознательные усилия, чтобы приблизиться к Богу. Под определенным углом это можно рассматривать как признание Богом трансцендентным Бога имманентного и как тягу Бога в человеке - к Богу в Целом, Который больше, чем Целое. Усилия Бога, работающего через Главу духовной Иерархии и Ее членов, были намеренными, сознательными, обдуманными; усилия человека были в прошлом в основном бессознательными, к ним толкали трагические обстоятельства, отчаянная надоба и упорная тяга имманентного Христова сознания.
Такие великие Приходы прослеживаются на протяжении столетий; каждый раз они приносили более ясное понимание божественной цели, новое, свежее откровение божественного качества, утверждение какого-то аспекта нового мирового вероисповедания и ноту, которая создавала новую цивилизацию и культуру или способствовала лучшему распознаванию отношений между Богом и человеком или человеком и его братом.
Давным-давно, в глуби исторических времен (на которую намекают символизм и Библии мира) имел место первый главный Приход, когда Бог обратил внимание на человека и произошло нечто - под действием и по воле Бога Творца, Бога трансцендентного, - что затронуло первобытного человека, и он стал душею живою. Когда грызущая тяга к неопределенному, нераспознаваемому добру заявила о себе в зачаточных томлениях немыслящего человека (буквально немыслящего на той стадии), она вызвала отклик Божества; Бог приблизился к человеку, и человек наполнился жизнью и энергией, которые со временем позволят ему распознавать себя как сына Божьего и в конце концов в совершенстве выражать свое сыновство. Этот Приход ознаменовался появлением у человека ума. В человека была внедрена зачаточная способность мыслить, рассуждать и знать. Универсальный Ум Бога стал отражаться в крошечном уме человека.
Нам говорят, что позднее, когда развились ментальные способности первобытного человечества, стал возможен другой Приход Бога к человеку, духовной Иерархии к человечеству, и дверь в Царство Божье открылась. Люди уяснили, что на дорогу, ведущую в Святилище, можно встать благодаря любви. К ментальному принципу был добавлен - опять же, благодаря силе призыва и ответного отклика - другой божественный атрибут или принцип, принцип любви.
Оба великих Прихода сделали возможным для человеческой души выражать или проявлять два аспекта божественности: Познание и Любовь. Познание сегодня расцветает в виде знания и науки; однако оно пока не раскрыло более-менее наглядно скрытую красоту мудрости; любовь в наше время лишь начинает привлекать человеческое внимание; ее низший аспект, Добрая Воля, только сейчас начинает распознаваться как божественная энергия и остается пока предметом теории и надежды.
Будда пришел, воплощая Собой божественное качество мудрости; Он стал манифестацией Света и Наставником дороги просвещенности. Он демонстрировал Собой процесс просветления и стал Просветленным. Свет, мудрость, разум - как божественные, но и человеческие свойства - были фокусированы в Будде. Он призывал людей прокладывать Путь Просветления, аспектами которого являются мудрость, ментальное восприятие и интуиция.
Затем пришел следующий великий Наставник, Христос. Он воплощал Собой еще более объемлющий божественный принцип, больший, чем Ум, - принцип Любви; в то же время Он нес с Собой весь свет, который был в Будде. Христос был выражением как света, так и любви. Христос обратил внимание людей на три в высшей степени необходимые концепции:
1. Чрезвычайную ценность индивидуального сына Божьего и необходимость совершать интенсивные духовные усилия.
2. Представляемую человечеству возможность предпринять большой шаг вперед и получить новое рождение.
3. Метод,