знал, он воспринял с молоком матери. Его школьный учитель (который был Бог) поместил его в самый низший класс и дал ему для изучения следующие уроки: Ты не будешь убивать. Ты не причинишь страдания ничему живому. Ты не будешь красть. Наш ученик не убивал, но он был жесток и он воровал. Когда кончился день (когда борода его сделалась седой и когда пришла ночь), его учитель сказал ему: Ты научился не убивать, но ты не выучил других уроков. Возвращайся завтра.
На другой день он возвратился маленьким мальчиком. И его учитель поместил его в следующий, высший, класс и дал ему выучить вот какие уроки: Ты не причинишь страдания ничему живому. Ты не будешь воровать. Ты не будешь обманывать. И наш ученик не причинял страдания, но он воровал и обманывал. И вот в конце дня его учитель сказал: Ты научился жалеть, но ты не выучил других уроков; возвращайся завтра.
И снова на следующее утро он пришёл маленьким мальчиком. И его учитель поместил его в класс повыше и дал ему следующие уроки: Ты не будешь красть. Ты не будешь обманывать. Ты не будешь завидовать. И наш ученик не крал, но он обманывал и завидовал. И в конце дня его учитель сказал ему: Ты научился не красть, но другие уроки ты не выучил. Приходи, дитя моё, завтра.
Вот что я прочёл на лицах мужчин и женщин, в книге мира и в летописи небес, написанной звёздами.5
Я не стану загромождать эти страницы многочисленными аргументами в пользу учения о перевоплощении; они приводятся в изобилии во многих теософических книгах и притом гораздо совершеннее, чем это мог бы сделать я. Здесь я скажу лишь одно. Жизнь ставит перед нами массу проблем, которые - кроме гипотезы о перевоплощении - ничем иным не разрешимы. Лишь перевоплощение в состоянии объяснить их, и поэтому оно должно быть принято, пока не появятся новые, более удовлетворительные гипотезы. Но подобно остальным теософическим учениям, и это учение для многих из нас - не гипотеза, а факт природы непосредственно познаваемый, что, несомненно, не может быть доказательством для других.
А между тем, множество добрых и правдивых людей с грустью признаются, что не могут примирить положения вещей, существующего в мире, с мыслью о всемогущем и любящем Боге. Созерцая все сердцеразрывающие мучения и страдания земного мира, они приходят или к тому, что Бог не всемогущ и поэтому не может помещать совершающемуся, или что он не любит нас и ему дела нет до наших страданий. Но теософия даёт нам непоколебимое убеждение, что Бог одновременно и всемогущ, и полон любви, и своим основным учением о перевоплощении она даёт нам возможность примирить эти атрибуты Бога с существующим положением современного мира. И несомненно, что эта единственная гипотеза, позволяющая нам - оставаясь на почве разума - признать совершенство любви и могущества Божия, заслуживает самого тщательного изучения.
Ведь мы понимаем, что наша настоящая жизнь не первая, что каждый из нас имеет позади себя длинный ряд существований и что только благодаря опыту этого прошлого мы могли подняться с уровня первобытного человека на нашу современную ступень. Несомненно, в течение этих прошлых жизней мы поступали и дурно, и хорошо, и благодаря этому закону непреложной справедливости, каждый из наших поступков вызывал за собой определённое количество и добра, и зла. Добро сопровождается всегда счастьем и благоприятными для дальнейшего развития условиями; зло - наоборот - вызывает всегда страдания и ограничения.
Таким образом, если мы испытываем ограничение в наших стремлениях, ограничение это вызывано всегда нами самими, или же происходит оттого, что наша душа ещё очень молода; если мы грустим и страдаем, мы всегда сами ответственны за это. Разнообразные и сложные судьбы людей с самой строгой точностью соответствует их прежним добрым и злым действиям, и всё в мире продвигается под защитой божественного порядка к конечной благой цели.
Ни на одно из теософических учений не было так много резких нападок, как на теорию о перевоплощении, хотя именно это учение и приносит людям так много утешения. Оно одно обеспечивает нужное для нашего полного развития время и возможность стать совершенными, как совершенен Отец наш небесный. Многие противники этого учения основывают свои главные возражения на том, что испытав столько горя и страдания в этой жизни, они не желают снова проходить через такие же испытания. Но очевидно, что это не аргумент; мы ищем истину, и когда она встречается нам, мы не должны отворачиваться от неё, нравится она нам или не нравится, хотя на деле, как уже было сказано, верно