за что-то смутное, составляющее его собственность. С такой идеей, крайняя неточность которой отражается и на нашей речи, нечего удивляться, что многие идут по тем же линиям и далее, и начинают сомневаться, существует ли на самом деле это смутное нечто, называемое душой. Так что похоже, что обычный человек очень часто и не уверен - есть ли у них душа или её нет; и тем более он не сознаёт её бессмертия. И то, что ему приходится оставаться в этом жалком состоянии неведения, представляется странным, тем более что есть много свидетельств - даже во внешнем мире - вполне достаточных, чтобы показать, что человек в состоянии существовать и независимо от своего тела, что он в состоянии отделиться от него на некоторое расстояние ещё при жизни, а после смерти - продолжать жить совсем без него.
Пока мы не освободимся от этой огромной иллюзии, что наше тело и есть мы сами, оценить истинные факты нам будет и вовсе невозможно. А между тем, несколько проведённых серьёзных исследований могло бы немедленно доказать нам, что наше тело есть только проводник, орган, посредством которого мы можем входить в сношения с тем особым типом грубой материи, из которой построен видимый физический мир.
Более того, эти исследования доказали бы нам существование других, более тонких видов материи, и не только эфира, который по признанию науки проникает все известные нам вещества, но и существование других видов материи, которые в свою очередь приникают эфир и настолько же тоньше эфира, насколько последний тоньше твёрдых веществ.
Здесь у читателя может возникнуть вопрос: каким образом может человек узнать о существовании других видов материи, до того чудесно тонких и до того несхожих с физической материей? На это можно ответить, что он может узнать из совершенно тем же путём, каким пришёл к познанию физической материи, т.е. воспринимая их вибрации. Воспринимать эти вибрации он в состоянии хотя бы потому, что эти тонкие виды материи находятся в нём самом, как его составные части; и как физическое его тело служит проводником, посредством которого он входит в сношение с миром физической материи, так и заключающиеся в нём частицы тонкой материи строят для него проводник, способный ввести его в общение с миром, состоящим из той же тонкой материи, недоступной для его обыкновенных физических чувств.
И это вовсе не новая мысль. Читатели вероятно помнят, как св. Павел говорит о том, что есть тело душевное и есть тело духовное, и как он упоминает отдельно о душе человека и об его духе, никогда не употребляя эти слова как синонимы, что часто делается в наши невежественные дни. Уже из этого можно сделать вывод, что состав человека гораздо более сложен, чем обыкновенно думают, и что не только он являет собой духа, заключённого в душе, но что душа эта обладает различными проводниками возрастающей плотности, и физическое тело - лишь один из них, причём самый плотный. Все эти различные проводники могут быть названы телами по отношению к той ступени материи, с которой связана их деятельность. Можно сказать, что вокруг нас существует целый ряд миров, взаимно проникающих друг друга, и что для каждого из этих миров человек обладает соответствующим проводником, посредством которого он может наблюдать его и в нём жить.
Лишь постепенно научается человек пользоваться своими различными телами, и благодаря этому, он приобретает всё более и более полное понятие о сложном и обширном мире, в котором он живёт, ибо все миры, о которых было упомянуто, представляют часть единого Космоса. Таким путём человек начинает понимать много вещей, которые ранее казались ему таинственной загадкой, он перестаёт отождествлять себя со своим физическим телом и узнаёт, что тело - это лишь одежда, в которую он может облечься или которую может скинуть с себя, или же переменить её на новую, не изменившись при этом сам ни в чём существенном. Повторяем ещё раз, что это не метафизическое умозрение и не благочестивое верование, а точный научный факт, достоверно известный тем, кому удалось личным опытом проверить учения теософии. Как бы для многих ни показалось странным услышать эти положительные утверждения вместо обычных нерешительных гипотез, но я здесь не говорю ничего, что бы не было известно большому количеству исследователей по непосредственным и постоянно повторяемым наблюдениям. Несомненно, мы знаем, о чём говорим не только по вере, но и экспериментально, и потому мы говорим с уверенностью.
Этим взаимно проникающим мирам, этим различным ступеням природы, мы даём название планов. Мы говорим о видимом