человека, ему подвергшегося. Я знал случай, когда один человек, ненавидевший другого, специально старался добиться контроля и одержания над любимой дочерью своего врага; мне также известен и другой пример, даже худший, чем этот. Иногда одержатель вовсе не является человеческим существом, а лишь природным духом, желающим испытать человеческую жизнь. Во всяком и каждом случае жертва должна решительно сопротивляться одержанию.
Сумасшествие же - совершенно другая вещь. Давайте попытаемся взглянуть на него с оккультной точки зрения. У каждой клетки в физическом мозге и каждой частицы его материи есть соответствующая ей и взаимопроникающая астральная материя; а за ней (или скорее, внутри неё) - ещё более тонкая ментальная материя. Конечно мозг представляет трёхмерную массу, но для целей нашего рассмотрения давайте представим, что он может быть распространён по поверхности так, чтобы иметь толщину лишь в одну частичку. Далее представим, что астральная и ментальная материи, принадлежащие ему, могут быть также расположены слоями подобным же образом - астральная материя чуть выше физической, а ментальная - чуть выше астральной.
Тогда у нас было бы три слоя материи разных степеней плотности, все соответствующие один другому. Теперь представьте, что каждая физическая частица соединена с соответствующей астральной маленькой трубкой, и каждая астральная частица соединена с соответствующей ей ментальной таким же образом, и даже (ещё выше) каждая ментальная - с чем-то, соответствующим каузальному телу. Пока все эти трубки совершенно выровнены, может происходить ясное сообщение между я и его мозгом, на если один из наборов трубок будет изогнут, перекрыт, или частично сбит в сторону, очевидно, что сообщение будет полностью или частично прервано.
Потому, с оккультной точки зрения, мы делим всех сумасшедших на четыре крупных класса, каждый из которых, конечно имеет много подразделений:
1. Те, кто безумен просто по причине дефекта плотного физического мозга - возможно, из-за недостаточного его размера, или по причине какого-нибудь происшествия типа сильного взрыва, или неправильного роста, вызывающего давление на него, или от постепенного размягчения его ткани.
2. Те, чей дефект находится в эфирной части мозга, в результате чего его частицы не могут точно соответствовать плотным физическим частицам и таким образом не могут передавать вибрации от высших проводников.
3. Те, у кого дефективно астральное тело, а не эфирное, у кого эти трубки изогнуты так, что имеет место недостаток точного совпадения между частицами этого тела и проводников выше или ниже его.
4. Те, у кого само тело ума каким-либо образом не в порядке, и следовательно неспособно доставлять указания или пожелания я.
Между сумасшедшими, принадлежащими к этим разным классам имеется значительная разница. Принадлежащие к первому и второму классам совершенно разумны, когда находятся вне тела во время сна, а также после смерти, так что я теряет лишь возможность самовыражения во время бодрственной жизни.* Принадлежащие к третьему типу не выздоравливают, пока не достигают небесного мира, а к относящиеся четвёртому - пока не вернутся в каузальное тело; так что для этого последнего класса воплощение оказывается неудачей. Но к счастью, более 90% сумасшедших принадлежат к первому и второму классу.
__________
* Алан Кардек упоминает случаи вызывания духов сумасшедших подобно духам умерших, например духа ещё живущего слабоумного мальчика, - эти люди не только были вполне разумны, но и объясняли причины, приведшие их к такому положению - прим. пер.
Относительно отвратительного предмета одержания задают три вопроса; я постараюсь ответить на них. Первый таков: Каков лучший способ избавиться от развоплощённого человеческого существа, которое упорствует в занятии чьего-либо тела?
Д`олжно просто и абсолютно выразить отказ быть одержанным таким образом. Лучший и самый милосердный план включает получение объяснения от самого мертвеца - чего он хочет и почему делает такие упорные попытки. Скорей всего, он может оказаться какой-то невежественной душой, которая не вполне понимает своё новое окружение и бешено стремится снова прийти в соприкосновение с единственным понятным ей типом жизни. В случае, если ему удастся объяснить суть дела, он придёт в более счастливое умонастроение и его удастся убедить прекратить свои злонаправленные попытки. Бедное создание также может помнить о каком-либо невыполненном долге или неисправленной ошибке. Если дело можно решить удовлетворительно, тогда