из наших учеников, преисполненные энтузиазма от блистательного открытия, что каждая единица должна в конечном счёте достичь совершенства, обнаруживают, что их радость несколько омрачена ужасными догадками о том, что кроме этого существуют и условия, при которых душа может быть потеряна. Они начинают интересоваться, действительно ли действие божественного закона универсально, и может быть есть некий метод, который человек может изобрести, чтобы ускользнуть из владений логоса и разрушить себя. Пусть такие сомневающиеся успокоятся; воля логоса бесконечно сильнее любой человеческой воли, и даже крайняя изобретательность не сможет пересилить его.
Это правда, что он позволяет человеку использовать свою свободную волю, но только в чётко обозначенных пределах. Если человек использует свою волю хорошо, эти пределы быстро расширяются, и при этом ему даётся всё больше и больше сил управлять своей собственной судьбой; но если он использует эту волю во зло, этим он усиливает ограничения; так что в то время как его возможности к добру практически неограничены, поскольку содержат в себе потенцию бесконечного роста, его возможности делать зло жёстко ограничены. И это не по причине какого-то недостатка в действии закона, а потому что в одном случае человек направляет свою волю в том же направлении, в котором действует воля логоса, и плывёт таким образом с эволюционным потоком, а в другом он борется против него.
Термин потерянные души выбран не лучшим образом*, поскольку почти неизбежно понимается превратно и ему приписывается гораздо больше, чем он на самом деле значит. В повседневной речи термин душа применяется с раздражающей неточностью, но в целом полагают, что он означает более тонкую и постоянную часть человека, так что для человека с улицы потерять душу значит потерять себя, пропасть совсем. Но именно этого-то никогда и не может произойти; потому это выражение приводит к заблуждению, и изучающим было бы полезно более ясное изложение фактов. Представляется, что есть три класса таких фактов; давайте по очереди их рассмотрим.
__________
* Лучше было бы сказать - потерянные личности. - Прим пер.
1. Те, кто выпадет из этой эволюции в середине пятого круга. Это выпадение - именно эоническое (не вечное) проклятие, о котором Христос говорил, как о вполне реальной опасности для некоторых из его непробуждённых слушателей - проклятие, означающее просто решение, что они не готовы пока к высшему прогрессу, но это не предполагает осуждения, исключая случаи, когда возможностями пренебрегли. Теософия учит нас, что все люди братья, но не тому, что все они равны. Между ними есть огромные различия; они вступили в человеческую эволюцию в различные периоды, так что некоторые из них - куда более старые души, чем другие, и стоят на совсем другом уровне лестницы развития. Старшие души естественно учатся быстрее, чем более молодые, и таким образом расстояние между ними постоянно увеличивается и со временем достигается точка, в которой условия, необходимые для одного типа, совершенно непригодны для другого.
Мы можем взять полезную и работающую аналогию, подумав о детях в школьном классе. Учителю класса предстоит год работы, чтобы подготовить своих мальчиков к определённому экзамену. Он распределяет работу - столько-то на первый месяц, столько на второй, и так далее, начиная курс с самого лёгкого и переходя постепенно к более трудному. Но мальчики - различного возраста и способностей; некоторые учатся быстро и обгоняют средний уровень, в то время как другие отстают. Новые ученики также постоянно приходят в его класс, причём некоторые из них едва соответствуют его уровню. По прошествии полугода он решительно закрывает список для приёма и отказывается принимать новых учеников.
Это имело место для нас в середине четвёртого круга, после которого дверь для перехода из животного царства в человеческое была закрыта, кроме некоторых исключительных случаев, скорее принадлежащих к будущему; так же как у нас есть немного адептов, являющихся не запоздалыми остатками предыдущей цепи, а людьми, опередившими остальное человечество. Таким же образом есть лишь немного животных, находящихся в стадии индивидуализации, большинство же их, как ожидается, достигнет её в конце седьмого круга. На следующей планете будут сделаны приготовления, благодаря которым эти исключения получат возможность принять примитивные человеческие тела.
Чуть позже учитель сможет ясно предвидеть, что некоторые из его учеников несомненно сдадут экзамен, шансы других сомнительны, и есть такие,