нервы, чтобы она больше не чувствовалась, часто обращаются за помощью к стимуляторам. Употребляют некоторые алкогольные напитки, или иногда пытаются успокоить эти чувства чёрным кофе, а в других случаях для успокоения раздражённых и истощённых нервов используют крепкий табак. В этом-то и заключается начало неумеренности - ведь большинство её случаев началось с попыток успокоить спиртными стимуляторами смутное неприятное чувство, следующее за поеданием обеднённой пищи - пищи, которая не питает.
Нет сомнения, что пьянство и всю бедность, низость, болезни и преступления, с ним связанные, часто можно проследить к неправильному питанию. Конечно же, о важности и далекоидущем влиянии чистого питания на благополучие индивидуума и человечества было сказано уже достаточно.
М-р Брэмуэлл Буф, глава Армии Спасения, выпустил заявление относительно вегетарианства, где он убеждённо и решительно говорит в его пользу, приводя список из не менее девятнадцати причин, по которым человеку следует воздерживаться от мясной пищи.
Он настаивает, что вегетарианская диета необходима для чистоты, целомудрия и совершенного контроля над теми аппетитами и страстями, что часто служат источником великого искушения. Он замечает, что рост мясоедения среди людей - одна из причин пьянства, и способствует также лени, сонливости, недостатку энергии, несварению желудка, запорам и другим подобным несчастьям и деградации. Он заявляет также, что экзема, геморрой, глисты, дезинтерия и сильные головные боли зачастую вызываются мясной диетой, и что он считает, что значительный рост туберкулёза и рака за последние сто лет вызваны соответствующим ростом потребления животной пищи.
6. Экономия
В шестых, вегетарианская пища в любом случае как лучше, так и дешевле мяса. В упомянутой уже энциклике м-р Буф среди аргументов в её защиту приводит и такой: Вегетарианская пища, состоящая из пшеницы, овса, кукурузы и других зерновых, чечевицы, гороха, бобов, орехов и тому подобного более чем в десять раз экономичнее мясной. Половину веса мяса составляет вода, за которую приходится платить, как бы это было мясо. Растительная диета, если мы добавим к ней сыр, масло и молоко, будет стоить вчетверо дешевле, чем смешанная растительно-мясная. Десятки тысяч наших бедняков, еле сводящие концы с концами после того, как потратятся на мясную пищу, могли бы чувствовать себя вполне комфортно, заменив её фруктами, овощами и другим экономичным питанием.
Среди экономических сторон этого вопроса есть и ещё одна, которую нельзя игнорировать. Заметьте, насколько больше людей могли бы кормиться с того же количества земли, засеянного пшеницей, по сравнению с тем, если бы оно было отдано под пастбище. Подумайте также, сколько людей в этом случае могли бы получить здоровую работу на земле, и я думаю, вы увидите, что с этой точки зрения тоже можно много чего сказать.
Грех убийства
До сих пор мы говорили о том, что мы назвали физическими или эгоистическими соображениями, которые могли бы заставить человека прекратить поедать эту мёртвую плоть и обратить его к более чистой диете, хотя бы и только ради его собственной выгоды. Теперь же давайте немного подумаем о моральных и неэгоистических соображениях, касающихся нашего долга в отношении других. Первое - и это представляется наиболее ужасающим - отвратительный грех ненужного убийства этих животных. Живущие в Чикаго хорошо знают, как происходит в их местности эта непрерывная бойня, как снабжают оптом большую часть мира её продуктами. Пользуясь безупречными свидетельствами, я ясно показал, что в этом нет никакой необходимости, а если в этом нет необходимости, это уже преступление.
Уничтожение жизни - всегда преступление. Могут быть случаи, когда это меньшее из двух зол, но здесь не может быть и тени оправдания, поскольку это ненужно и происходит лишь по причине эгоистичной и беспринципной жадности тех наживающихся на агонии животного царства в угоду извращённым вкусам тех, кто испорчен настолько, чтобы желать этого отвратительного недуга. Помните, перед Богом в этом ужасе виновны не только те, кто делает грязную работу, но и те, кто питаясь этой мёртвой плотью, поощряет их, делая их преступление выгодным. Каждый человек, участвующий в потреблении этой нечистой пищи, несёт свою долю неописуемой вины за страдания, которыми она была добыта. Законом повсюду признаётся принцип qui facit per alium facit per se - то есть совершённое при помощи другого приравнивается к совершённому самолично.
Люди часто говорят: Но все эти ужасы нисколько