Кровавая расправа римлян с восставшими также нашла отражение в талмудических легендах. В одной из них говорится: Римляне убивали иудеев до тех пор, пока лошади не погружались в кровь до головы. Кровь уносила своим потоком глыбы весом в сорок сеа* и разлилась по морю на протяжении четырех миль.
* Сеа - около 15 кг.
Или: Рассказывали, что триста мозгов младенцев нашли на одном камне. Легенды, сохраненные талмудической традицией, говорят нам о масштабе восстания, ожесточенном его характере и плачевном конце.
Если не считать монет, выпущенных во время восстания и датируемых по его годам, до нас не дошло ни одного документа, восходящего к самим повстанцам, ни одного более или менее подробного современного восстанию рассказа. Мы не знаем ни конкретного хода восстания, ни повседневной социальной, хозяйственной и административной деятельности восставших. До находок последних лет руководитель восстания Бар-Кохба изображался в искаженном виде в тенденциозных и поздних сообщениях римских и церковных авторов либо выступал как легендарный образ, лишенный живой плоти и крови, - в фольклорных источниках.
Итак, об этом великом восстании повествуют лишь скудные источники. Но даже и на их свидетельства не было обращено достаточного внимания. Так, например, Дион Кассий сообщает, что на случай поражения повстанцы заранее готовили себе прибежища в горных пещерах. Один из отцов церкви Иероним (III-IV вв. н.э.) мимоходом говорят об участи и последнем прибежище повстанцев. В доказательство того, что ничто не может устоять против всепобеждающей мощи римского оружия, Иероним так описал трагический финал восстания Бар-Кохбы: Жители Иудеи впали в такой ужас, что они сами с женами и детьми, с золотом и серебром (они надеялись, что оно им поможет) укрылись в наиболее глубоких пещерах. Казалось бы, такого рода известия должны были привлечь интерес археологов и историков. Однако этого не произошло. И только случайная находка бедуинов побудила археологов к организации систематических обследований и раскопок, которые привели к поразительным результатам.
ПЕЩЕРЫ ВАДИ-МУРАББААТ
Как было отмечено, высокие цены, установленные на рукописные фрагменты в связи с находками в Кумране, возбудили у бедуинов племени таамире неукротимую страсть к археологии. Бедуины расширили область своей деятельности и распространили тайные поиски на соседние с Кумраном районы. С октября 1951 г. они стали приносить для продажи в Археологический институт в Иерусалиме фрагменты рукописей, происхождение которых они отказывались сообщить. Как и в случае с находками в кумранских пещерах, особенно старались замести следы и ввести археологов в заблуждение известные уже нам посредники между бедуинами и учеными - злой гений кумранских находок Кандо, владелец кожевенной лавки, и его компаньон Жорж Исайя. Много настойчивости, терпения и остроумия потребовалось, чтобы разузнать тайну местонахождения новых пещер - скрытых хранилищ рукописей.
В дневнике Р. де Во имеется следующая запись от 8 января 1952 г.: Утро. Жорж упрекает меня за то, что я ничего не покупаю у Кандо. Я отвечаю, что не желаю делать ничего противозаконного. Он успокаивает меня и обещает привести Кандо в четверг (10-го).
Полдень. Хасан Фархан приносит несколько фрагментов. Торг трудный. Хасан запрашивает слишком дорого под тем предлогом, что для нахождения этих фрагментов потребовалась работа двадцати человек в течение пяти дней, что место находки расположено далеко от Вифлеема и труднодоступно. Так как я отнесся к его словам скептически, он говорит мне: Тебе остается только самому пойти и убедиться в этом. Я ухватился за предложение. Разве это возможно? Он меня заверяет, что да. Тогда я предлагаю добиться лицензии Департамента древностей на работу его группы, так чтобы ее никто не потревожил, но нужно, чтобы я поговорил об этом с директором Департамента. Фархан соглашается. Наконец мы договорились, что я урегулирую этот вопрос с господином Хардингом, а Хасан, со своей стороны, убедит своих компаньонов принять меня. Он вернется ко мне в понедельник (14-го).
Пещеры Вади-Мураббаат:
первая - справа; вторая - слева В январе 1952 г. была организована объединенная археологическая экспедиция Департамента древностей Иордании, Французской археологической школы в Иерусалиме и Палестинского Археологического музея во главе с известными археологами Р. де Во и Л. Хардингом. Экспедиция, работавшая с 21 января по 1 февраля 1952 г., произвела археологические обследования и систематические раскопки в пещерах района Вади-Мураббаат,