чувства юмора попытки добиться дальнейших разъяснений истории. Например: Вопрос: А нельзя ли было связать веревкой волка и козу? Ответ: Если бы у него была веревка, не было бы истории. Если бы ученики могли учиться, как они считают, без учителей, дающих им структуры, - не было бы нужды в мастере!
Предполагаемая неуловимость суфийских понятий и опыта не оказывается таковой на самом деле. Суфийский опыт трудно отметить лишь тем, кто очень привык к грубым воздействиям: трудно услышать тиканье часов, когда оглушен колокольным звоном или слушаешь фабричный гудок.
Интересно, что вещи, которые сильно волнуют людей эмоционально, часто принимаются ими за духовные. Конечно, примитивные или невежественные люди действительно поклоняются (пока не узнают получше) таким естественным явлениям, как гром, или же изготовленным предметам - оружию. Хотя историки, антропологи и психологи знакомы с этими проявлениями и рассказали о них достаточно широко, такая примитивная реакция еще осталась, особенно в развитых странах. Там, где имеется грубый опыт, более тонкий, не производящий сильного впечатления, опыт не ищут и не ценят. Может ли человек работать с тонкими восприятиями, видит ли грубость того, что производит сильное впечатление? Это я назвал бы диагностикой того, знает он о высших восприятиях или нет.
В истории о двух мальчиках, обсуждающих сладости, имеется аналогия.
Познание - в ощущении - Интересно, - сказал первый, - почему мы всегда покупаем леденцы, ведь мягкие конфеты намного слаще?
- Я покупаю их потому, что мне нравится ЗНАТЬ, что я ем что-то!
Суфийская цель полностью иная. Можно учиться суфизму и не осознавать этого. Более того, можно учиться тонкими средствами, что эквивалентно сосредотачиванию на вкусе леденца, а не на его твердости.
В суфийском контексте, фактически, стало почти классикой, что только после того, как проходит желание грубых стимулов, может начаться реальная учеба.
Можно сказать, что существуют два вида избирательности. Люди внимательны либо к вещам, которые знакомы им, либо к вещам, которые активизируют одно или несколько эмоционально связанных с ними восприятий. Такие привычки оставляют неиспользованной огромную часть способности к восприятию более широкого диапазона чувствительности, с которым работают суфии. И для того, чтобы работать там, суфиям приходится учиться как концентрированному вниманию, так и всеохватывающему вниманию.
Избирательное чтение, интерес лишь к тем предметам, которые считаются важными или центральными для суфийского - или любого другого - знания, могут привести к смехотворным результатам, если вообще к чему-нибудь приведут. На этот счет есть выражение: Сделать гребешок без зубьев. Мне весьма нравится одна история, предназначенная помочь учащемуся отметить, что необходимо уделять внимание всем аспектам обучающей истории, или инструкциям, данным настоящим учителем, или даже процедурам, дошедшим из глубокой древности.
Медовый месяц Как-то раз один человек в пышном наряде что-то шумно праздновал на улицах города. Кто-то спросил его, что он празднует.
- Как же, - ответил он - у меня медовый месяц!
- Но где же ваша невеста?
- О, она уже была здесь раньше, поэтому осталась дома!
Сказано, что тактичный учитель - вообще не учитель. Репутация людей с тяжелым характером, традиционно приписываемая некоторым суфиям, несомненно возникла благодаря тому, что в первую очередь они были озабочены достижением своих целей, а не тем, что социально чувствительные, но духовно мертвые люди могли о них подумать.
Если мы применим этот суфийский тест к большинству тех людей, которых обычно считают духовными учителями или мистическими мастерами, то нет сомнения, что это большинство будет настаивать на том, что суфии вообще не духовны (потому что эти люди приравнивают духовность к кротости и мягкости во всех ситуациях), в то же время суфии склонны игнорировать таких людей, как вовлеченных в социальные, родовые, общинные, но не духовные, в широком смысле, дела.
Тактичный гуру Как-то раз я беседовал с одним широко известным духовным учителем, всегда окруженным учениками и последователями. Из того, что он говорил, я понял, что он не одобряет поведение окружающих его людей и фактически жалуется на них.
- Они хотят праздников и говорят: Конечно, все мы должны много работать для праздника... Они чувствуют, что им следует молиться, и говорят: Конечно, теперь все мы должны молиться... Они приходят ко мне и говорят: Вы должны дать нам наставление... Я сказал: - Ну почему же вы