которое означает ро- диться снова или второй раз. Это то же самое, что в латин- ском языке renascor, ибо в языке Юкатана сихил значит родиться снова или другой раз и употребляется это слово только в глагольном сочетании; так, капут сихил значит родиться снова. Мы не могли узнать о его происхождении, кроме того, что это обычай, который всегда существовал. Они к нему испытывали столько благоговения, что никто не забывал получить крещение, и такое уважение, что имевшие грехи или склонные совершить их исповедовались в них осо- бо жрецу при получении его. Они настолько верили в креще- ние, что не повторяли его ни в каком случае. Они полагали, что через него получают предрасположение быть добрыми в своих обычаях и не быть совращенными демонами в мир- ских делах. Посредством этого и хорошей жизни они надея- лись достигнуть блаженства, в котором, как и в блаженстве Мухаммеда, они пользовались бы пищей и напитками.
У них был следующий обычай, чтобы приготовиться к со- вершению крещения. Индианки растили детей до возраста 3 лет и имели обыкновение на голову мальчика прикреплять к волосам на темени белую штучку. Девочки носили пояса на бедрах, очень низко, с тонкой веревкой и привязанной к ней раковиной, которая у них приходилась над скромной частью.
У них считалось грехом и большим бесчестьем снимать ее с девочки до крещения, которое они получали всегда от 3 лет до 12, и их никогда не выдавали замуж до крещения.
Когда кто-либо хотел крестить своего сына, он шел к жрецу и сообщал ему о своем намерении. Последний объ- являл в селении о крещении и о дне, в который это совер- шится. Они всегда заботились, чтобы это не был несчаст- ный день. Сделав это, тот, кто устраивал праздник, то есть тот, кто завел об этом беседу, выбирал по своему вкусу знат- ного человека селения, чтобы тот ему помогал в его занятии и связанных с ним делах. Затем они имели обыкновение из- бирать четырех других людей, старых и уважаемых, кото- рые помогали жрецу в день праздника в церемониях, и их выбирали всегда вместе с жрецом, по его вкусу. Об этих вы- борах всегда знали отцы всех детей, которых должны были крестить, ибо праздник был всеобщий. Тех, кого выбирали, называли чаками. Отцы детей и служители постились три дня перед праздником, воздерживаясь от женщин.
В назначенный день все собирались в доме того, кто уст- раивал праздник, и приводили всех детей, которые должны были получить крещение. Их помещали во внутреннем дво- ре или на площадке у дома, которая была очищена и усеяна свежими листьями. Они становились по порядку в ряд - мальчики и девочки отдельно. О них заботились в качестве крестных отца и матери старая женщина при девочках и мужчина при мальчиках.
Затем жрец совершал очищение дома, изгоняя из него де- мона. Чтобы изгнать его, ставили четыре скамеечки в четы- рех углах двора, на которые садились четыре чака с длинной веревкой, протянутой от одного к другому таким образом, что дети оставались замкнутыми внутри веревки. Затем, пе- решагивая через веревку, входили в середину круга все отцы детей, которые постились. Перед этим или после в середину
ставили другую скамеечку, на которую садился жрец с жа- ровней и небольшим количеством размолотой кукурузы и благовоний. Туда подходили по порядку мальчики и девоч- ки, и жрец клал им в руку немного размолотой кукурузы и благовоний, а они бросали их в жаровню, и так делали все. Совершив эти курения, брали жаровню, в которой они это делали, и веревку, которой чаки их окружали, вливали в со- суд немного вина и давали все это одному индейцу, чтобы он унес это из селения; ему советовали не пить и не оглядывать- ся назад на обратном пути. После этого они говорили, что демон изгнан.
Дойдя до этого, подметали двор, очищали его от листьев дерева, которое называется K.UXQM, и разбрасывали листья другого дерева, которое они называют копо, и клали не- сколько циновок, пока жрец одевался. Одевшись, он выхо- дил в плаще из красных перьев, украшенном разноцветны- ми перьями, по краям у него свисали другие большие перья, и как бы с колпаком на голове из таких же перьев, а внизу плаща у него было много поясов из хлопка, свисавших до земли, как хвосты. У него было в руке кропило из короткой палки со многими узорами, и, как борода или волосы, у кро- пила были особые хвосты змей, подобных гремучим змеям. Он был так же важен, как папа при короновании императо- ра. Замечательная вещь, какое удовольствие доставляли им наряды. Чаки тотчас шли за детьми и клали всем на голову белые ткани, принесенные для этого их матерями. Они спрашивали