свои кукурузные лепешки, которые были це- ной их сестер, ценой их дочерей, и сердца их были исполне- ны радости, когда они делали это. И они ели и пили из раз- рисованных тыквенных сосудов в своих больших домах.
- Таким образом мы показываем нашу благодарность, и этим мы открываем дорогу нашему потомству и нашим преемникам, это знак нашего согласия на то, чтобы они ста- ли мужьями и женами, - говорили они.
Там же они уговаривались, и там они получили свои име- на; там они разделились на роды, на семь главных родов, и на части города.
- Давайте объединимся - мы, люди Кавека, мы, лю- ди Нихаиба, и мы, люди Ахау-Киче, - сказали три рода и три великих дома.
И долгое время находились они там, в Исмачи, пока не нашли и не увидели другой город и не оставили тогда город Исмачи.
Глава 8
После того как они поднялись и оставили ту местность, они пришли сюда, в город по имени Кумаркаах1, как киче назвали его, когда пришли повелители Котуха и Кукумац
Этот город киче более широко известен под своим ацтекским названием Утатлан - Место тростниковых полей. К моменту испанского завоевания КумаркааХУтатлан был столицей государства киче и наиболее важным город, ским центром на территории Гватемалы.
и все владыки. Тогда началось пятое поколение людей с нача- ла света, с начала существования народа, с начала жизни и че- ловечества. Они построили там много домов, и там же выст- роили они храм бога; они поместили его в середине самой возвышенной части города, когда прибьми и поселились там.
Тогда вновь разрослось их царство. Они были очень мно- гочисленны, их было очень много. И тогда великие роды сно- ва сошлись на совет, они снова сошлись вместе и предприня- ли новое разделение, потому что среди них уже возникла зависть и поднялись разногласия из-за цены их сестер и це- ны их дочерей. Поэтому они больше никогда не пили вместе.
Вот это и было основной причиной, почему они раздели- лись, почему они полностью обратились друг на друга, и бросали черепа и кости мертвых, и швыряли их вокруг и один в другого1. Вот в какой ярости они находились.
Тогда они разделились на девять родовых групп. Кончив раздор из-за сестер и дочерей, они выполнили то, что реши- ли, и разделили царство на двадцать четыре великих дома2. Так это и произошло. Прошло уже много времени с тех пор, как они все пришли сюда, в свой расположенный в горах го- род, и закончили создание двадцати четырех великих домов там, в городе Кумаркаах, который был потом благословлен епископом3. Позже город был навсегда оставлен.
Там же они достигли величия, там поместили они свои блестящие троны и царские сидения, и там они распределили полагающиеся почести среди всех владык. Девять владык Кавека образовали девять родов, владыки Нихаиба образо-
1 В драме киче Рабиналь-ачи говорится, что черепа умерших использо- вались в качестве кубков, а кости рук и ног, оправленные в металл, служили жезлами и колотушками для ритуальных барабанов.
2 Великий Дом; первоначально обозначало общий дом для собраний то- го или иного рода, впоследствии стало термином для знатного рода.
3 Речь идет о переименовании этого города первым епископом Гватемалы Маррокином в 1539 г. Кумаркаах был назван Санта-Круодель-Киче.
вали девять других, владыки Ахау-Киче образовали четыре других рода, и владыки Сакик образовали два других рода.
Они стали очень многочисленны, и много людей следова- ло за каждым из владык; эти были первыми среди их под- данных; каждый из владык имел в своем подчинении мно- гих, много родов.
Мы назовем теперь звания владык каждого из великих домов.
Вот звания владык, которые правили у людей Кавека. Пер- вый из владык был ax-поп1, затем ах-поп-камха2, затем ах-то- хиль3, ах-кукумац4, ним-чокох-кавек, пополь-винак-читуй, лольмет-кехнай, пополь-винак-па-хом-цалац и учуч-камха.
Таковы были правящие владыки Кавека, девять владык, каждый из которых имел свой собственный великий дом; впоследствии они будут приведены снова.
А вот звания владык, которые правили у людей Нихаиба. Первым владыкой был ахау-калель, затем ахау-ах-цик-ви- нак, кале-камха, нима-камха, учуч-камха, ним-чокох-ниха- иб, авилиш, йаколатам-уцам-поп-саклатоль и нима-лоль- мет-йеолтуш, вот девять владык Нихаиба.
А для таковых у Ахау-Киче - вот звание их владык: ах- цик-винак, ахау-лольмет, ахау-ним-чокох-ахау-киче и ахау- хакавиц, четыре владыки имелись во главе Ахау-Киче, по порядку их великих домов.
А дом Сакик имел две группы родов: звания их владык были цутуха и калель-сакик. с^ги два владыки имели только один великий