собирались, как прежде, в хороших
селениях. После этого их было легче просвещать, и монахи не испытывали таких, как ранее, затруднений. Для содержа- ния их они давали милостыню на пасхальные и другие празд- ники и давали милостыню на церкви через двух старых индейцев, назначенных для этого. Вместе с тем они давали необходимое братьям, когда те ходили их посещать, а также приготовляли украшения для церквей.
Хотя эти люди были просвещены в религии, а юноши пре- успели в учении, как мы говорили, они были совращены снова жрецами, которых имели в своем идолопоклонстве, и сеньора- ми и возвратились к почитанию идолов и жертвоприношениям не только курениями, но и человеческой кровью.
Вследствие этого братья сделали расследование, попроси- ли помощи у главного алькальда и схватили многих. Их под- вергли суду, и было устроено аутодафе1, на котором многие попали на эшафот и были одеты в позорные колпаки, остри- жены и подвергнуты бичеванию, а другие одеты в сан-бени- то на определенное время. Некоторые от огорченья повеси- лись, обманутые демоном, но в общем все проявили много раскаяния и желания стать добрыми христианами.
ОТЪЕЗД ЛАНДА В ИСПАНИЮ
В это время прибыл в Кампече брат Франсиско Тораль, францисканец, родом из Убеды, который до этого 20 лет нахо-
1 Расследование, предпринятое Ланда, велось с помощью пыток. По офи- циальным данным, пыткам было подвергнуто 4549 человек, мужчин и жен- щин, не считая подвергнутых телесным наказаниям, из которых 157 вскоре умерли. По сообщению иезуита Доминго Родрнгеса, юкатанские миссионеры уничтожили 5000 различных идолов, 13 каменных алтарей, 22 маленьких камня с изображениями, 27 рукописей майя на оленьей коже и 197 сосудов с рисунками. Исследователи полагают, что это список предметов, уничтожен- ных Ланда на аутодафе.
дился в Мексике и пришел в качестве епископа Юкатана. Из- за доносов испанцев и жалоб индейцев он уничтожил то, что сделали братья, и приказал отпустить схваченных. Провинци- ал (т. е. сам Ланда. - Примеч. ред.) обиделся на это и решил отправиться в Испанию, пожаловавшись сначала в Мексике. Он прибыл в Мадрид, где члены Совета по делам Индий его очень порицали за узурпацию должности епископа и инквизи- тора. Чтобы оправдаться в этом, он сослался на полномочия своего ордена в этих странах, предоставленные папой Адриа- ном по просьбе императора, и на помощь, которую королев- ская Аудиенция Индий ему приказала давать, подобно тому, как она давалась епископам. Но члены Совета еще более раз- гневались от этих оправданий и решили отослать его самого и его бумаги вместе с бумагами, посланными епископом про- тив монахов, к брату Педро де Бовадилья, провинциалу Кас- тильи, которому король написал, приказав рассмотреть их и совершить правосудие. Но брат Педро, будучи больным, до- верил рассмотрение процесса брату Педро де Гусман, того же ордена, человеку ученому и испытанному в делах инквизиции. Были представлены мнения семи ученых лиц королевства в Толедо; это были брат Франсиско де Медина и брат Фран- сиско Дорантес ордена св. Франсиска, магистр брат Алонсо де ля Крус ордена св. Августина, пробывший 30 лет в Инди- ях, лисенсиат Томас Лопес, который был аудитором в Гватема- ле в Новом Королевстве и судьей в Юкатане, ^ртадо, профес- сор канонического права, Мендес, профессор Священного Писания, Мартинес, профессор схоластики в Алькала. Они заявили, что провинциал действовал правильно в случае с аутодафе и других мероприятиях для наказания индейцев. Видя это, брат Франсиско де Гусман написал обо всем пространно провинциалу брату Педро де Бовадилья.
Индейцы Юкатана заслуживают, чтобы король им ока- зал милость за многие дела и за добрую волю, выказанную
на его службе. Во время затруднений во Фландрии прин- цесса донья Хуана, его сестра, которая тогда была прави- тельницей королевства, послала цидулу, прося помощи у жи- телей Индий. Аудитор Гватемалы ее привез в Юкатан и, собрав для этого сеньоров, приказал одному монаху объяс- нить им, каков был их долг в отношении ее величества и что она у них просила тогда. По окончании проповеди индейцы встали и ответили, что хорошо знают, чем они обязаны Бо- гу, давшему им столь знатного и христианнейшего короля, что они сожалеют, что не живут в стране, где могли бы слу- жить ему лично, но что тем не менее он увидит, как они ему послужат в этом, насколько их бедность им позволит; если же будет недостаточно, то они продадут своих детей и жен.
ПОСТРОЙКИ И ОДЕЖДА
При постройке дома покрывали соломой, которая у них была очень хороша и в большом количестве,