на до- машних животных красные лоскуты. Оберег этот изве- стен и в других странах - в Германии, в Англии. Счита- ется, что человек, у которого дурной глаз, прежде всего заметит красный цвет и на этом взгляд его как бы разря- дится.
Этой же защитительной, магической цели служили
исходно и традиционные украшения - серьги, кольца и бусы. Их надевали, в первую очередь ради того, чтобы от- влечь, разрядить, обезоружить дурной глаз.
Точно так же чисто магической, а вовсе не эстетиче- ской потребностью порожден обычай, существующий в деревнях и сейчас - сажать рябину у самых ворот дома.
В городских квартирах ту же защитительную роль вы- полняет зеркало, висящее в прихожей. Могут сказать, оно служит другой цели - чтобы человек, приходя или уходя, мог взглянуть на себя. И это тоже, но исторически изна- чальный смысл этого обычая тот же - погасить дурной глаз входящего человека. Именно с этой целью устанав- ливали зеркала у входа в дом в средние века.
Можно вспомнить в этой связи и интересное наблю- дение, сделанное в прошлом веке в Калужской губернии.
Едва ли ни в каждом входе в дом, - писал путешествен- ник, - глаз невольно встречается с старыми лаптями...
На мой вопрос, для чего висят у них старые лапти, отве- чали? Вишь ты, как войдешь во двор, да видя такие лап- ти уже подумаешь о них... Стало быть с первого раза глаз и сломишь над лаптями, тогда уже не сглазишь во дворе ни скотины, ни в избу пришедши сидящих за работой баб, ни ягнят, ни телят...
Особый вид оберегов - талисманы и всевозможные амулеты.
И еще один вид защиты от колдовского нападения, сглаза и вообще любого несчастья должен упомянуть я.
Это заговоры. Причем для каждой ситуации, па каждый случай жизни свой. Особый на охоту, особый в дорогу, особый - для ратного человека, идущего на войну: Вста- ну я рано, утренней зарей, умоюсь холодной росой, зава- люсь за каменной стеной, кремлевской. Ты, стена крем- левская, бей врагов супостатов, дюжих татар, злых татар- ченков, а я был бы из-за тебя цел, невредим...
Один из таких заговоров, бытовавший на Севере, в Поморье, особо оговаривал свое защитное действие от русского портежа, и от корельского портежа, и от фин- ляндского портежа.
Но самым верным представлялось - прибегнуть к помощи других ворожей и колдунов, чтобы те оградили от злых сил. Этот обычай обращаться к ведунам и бабкам с просьбой снять заклятие или сглаз, сохранился и сей- час. В отличие от тех, кто наводит болезни и порчу, эти ведуны и бабки для снятия зла прибегают к святой воде, кресту и молитве.
Оградиться огнем?
Существовал еще один путь, казавшийся радикаль- ным - вообще избавиться от ворожей и колдунов, опас- ных обществу, могущих причинить вред. То, какой спо- соб избирался для этого в разные времена, говорит не только о жестокости нравов, - это само собой. Свиде- тельствует он и о том бессилии и ужасе, которые испы- тывали люди перед лицом насылателей порчи и зла.
Не имея возможности склонить свою паству к добру и сделать тем неподвластной злу, русская церковь, как мог- ла, пыталась противоборствовать этой волне сглазов, порч и вредоносного колдовства. Но многое ли могла церковь в стране, где вся сила в обществе во все времена принадлежала светской власти?
По Правилу митрополита Иоанна (XI в.), занимаю- щихся чародейством надлежало отвращать от этих злых дел словом и наставлением. Если же они останутся глухи к словам, и станут упорствовать, их следовало наказывать с большой строгостью, но не убивать и не уродовать их тел, ибо этого не допускает учение церкви.
Изначально, надо думать, самым решительным в та- кой борьбе было просто изгнание. Это рекомендует и по- учение в Четьях-Минеях - делать так, чтобы в приходе не было ни колдунов, ни ворожей. А приговорная грамота Троице-Сергиева монастыря (1555 г.) призывает волх- вей и ворожей выбить из сел, т.е. попросту изгонять их - силой.
Не берусь судить, сколь сурова была эта мера, но ду- маю, это было не самое худшее по тем жестоким време- нам л нравам. Даже тогда, когда под таким ударом ока- зывался человек просто оговоренный или попавший под подозрение. Суд народа, суд толпы, неправедный и бес- пощадный никогда ни одно сомнение не склонен был толковать в пользу подозреваемого. Такие суды знали обычно только один приговор, не ведавший ни милости, ни пощады. И чаще всего творились они от имени свет- ской власти. В 1024 году князь Ярослав переловил в Суз- дале всех волхвов. Одних казнил, других обрек заточе- нию, судя по всему, пожизненно. В 1071 году, повествует