для целительства, очевидно, это весьма важно. О важности этого свидетельствует, в частности, и то внимание, которое уделяется времени воздействия в китайской системе акупунктуры. Древнейшие и наиболее глубокие трактаты об этом искусстве содержат сложные расчеты наиболее и наименее благоприятного времени каждого из таких воздействий.
Очевидно, и экстрасенс-целитель, знающий и соблю- дающий такие наиболее благопрятные периоды, усили- вает эффект своего воздействия.
Значит ли это, что тот, кто не соблюдает этого, посту- пает неправильно?
Нет, не значит.
Далеко не всегда целители лечат только посредством рук. Некоторые делают это при помощи трав. Но смысл такого лечения и самих трав совершенно не тот, который видит в этом медицинское око. Современные фармако- логические концепции принимают в расчет только хи- мические компоненты воздействия. Компоненты эти действительно присутствуют, как бесспорен и их эффект.
Но это лишь ничтожно малая и слабейшая часть того, что могут дать травы.
Более сложный, условно-энергетический подход при- сущ китайской целительской практике. В зависимости от времени и места сбора или части растения - они подраз- деляются на ИНЬ или ЯН*. От того, какое начало: ИНЬ или ЯН - преобладает в заболевшем органе, предписывается снадобье из соответсвующих растений и их частей.
Определить, преобладает ли в листьях, корнях или цветках растения ИНЬ или ЯН, можно, пользуясь за- писями и таблицами старинных китайских книг. Неко- торые пользуются для этого маятником или Г-образ- ной рамкой. Характер движения рамки или маятника
безошибочно указывает различие. Но истинный цели- тель-экстрасенс прибегает к ним довольно редко: он вос- принимает эти энергетические различия так же безоши- бочно, как обычный человек видит различие форм пред- метов или гамму цветов.
Существует, однако, и более дробное, более детальное сочетание растения и болезни. Из-за отсутствия более точных и четких понятий и болезнь, и растение выража- ются через цвета. Увидеть цвет болезни и цвет расте- ния, могущего ее исцелить, может только человек, обла- дающий, кроме обычного, иным, нефизическим зрени- ем. Рассказывает Таисия Петровна Борисова:
-Я маленькая была. Бабушка моя была известная травница. Люди к ней приходили и приезжали из самых дальних мест. Она ничего не спрашивает, только посмот- рит, кто пришел, и подбирает ему травы. Я, ребенок, иг- рала и, подражая ей, тоже пыталась составить и подо- брать что-то. Конечно, это была игра. Помню, бабушка говорит мне: Ты не ту траву кладешь. Если болезнь крас- ная, то и траву нужно брать красную. Я не поняла, гово- рю: Но трава же зеленая. Она посмотрела на меня, вроде бы удивилась и спрашивает: А трава, правда, зеленая?
Ну-ка, посмотри, как следует. Я посмотрела, и правда - красная трава. А может быть и желтой, и синей. Когда я первый раз правильно подобрала к цвету болезни цвет травы, бабушка похвалила меня: Вот теперь правильно.
Молодец. Сама она, подобрав несколько трав по нужно- му цвету, смешивала их и делала настой. Настой должен был стоять несколько дней, прежде чем будет готов. Тра- вы, которые в нем, должны пожениться. Нет, - говори- ла она, - не поженились еще. И ставила банку на место.
Я не знаю, как объяснить, что там происходит, но незри- мо, не глазами воспринимается это как гармонизация.
Скажем, состав с обыкновенным бессмертником. Сам бессмертник дает такую ёлчатую, чуть-чуть зеленую ауру.
А потом, когда травы, которые подобрала я, женятся, получается серо-голубое, как небо, и окантовка чуть крас- ная. Очень красиво. Я смотрю и радуюсь - так хорошо получилось! Так хорошо! Состав, который готовила моя бабушка, принимали три -семь дней, но обычно больше трех дней никто не пил. Помогало, проходила болезнь дня через три. Как-то она, помню, дала просто понюхать травы, которые подобрала. А теперь, - говорит, - иди.
Все у тебя прошло. А то готовит даже не настой, а подбе- рет нужные травы, завернет в тряпочку, в узелок и скажет
просто держать его дома: На шкаф закинь, и хворь прой- дет. Так лечила она многие, иногда самые серьезные бо- лезни.
Когда экстрасенс врачует даже не наведенные, а самые традиционные и хорошо известные медицинские болез- ни, методы, которые использует он, порой невозможно оказывается ни объяснить, ни понять с позиций повсед- невного сознания и обычной логики. Таков узелок с тра- вами, тщательно подобранными, но завязанными в тря- почку и заброшенными на шкаф. Столь же необъяснимо и аналогично может быть другое целительское