или у дороги сооружалась небольшая пирамидка из камней, на которую и переносилась болезнь. Кто слу- чайно или нарочно разрушит ее, на того и переходила бо- лезнь.
Прием этот известен не только на Кавказе. Именно поэтому в России и в некоторых странах Европы издавна бытовало предубеждение против того, чтобы поднимать какой-то предмет или даже монету, найденные на пере- крестке. Вместе с ними можно было подобрать и болезнь, которую, возможно, перенесли на них.
Известна также практика такого перенесения на рас- тения или животных. Различные кожные заболевания пе- редаются обычно на дерево или на сучок. Желтуху неко- торые русские знахари могли, как считалось, переводить на живую щуку, которую в посудине с водой ставили для этого рядом с больным. Иногда болезнь, обычную или наговоренную, переносят на мелкое домашнее животное или птицу.
Удивляет, хотя, если подумать, так и должно быть, всеобщность этого принципа. Так исцеляют, переселяя болезнь в животное, сибирские шаманы. Киргизские шаманы переносят болезнь в курицу или голубя, кото- рых приносят специально. У туркмен целитель-шаман, посещающий больного, просит иногда, чтобы в юрту вве- ли животное - барана, овцу или козу. Больной должен прикоснуться к нему, после чего шаман бьет его этим животным три раза. Если болезнь очень тяжелая, он де- лает это до семи раз. После этого животное умирает тут же, у постели больного. Это служит знаком того, что бо- лезнь перешла к нему и человек стал здоров.
Я упомянул о всеобщности этого принципа. Вот жен- щина, страдающая от разных недомоганий, приходит к шаманке-таджичке. Этнограф, сопровождавший ее, запи- сал диагноз-заключение, которое произносит шаманка: Пусть сделает над собой обряд садок с живым сущест- вом, с желтой курицей, пусть бросит курицу на проезжей дороге... Если, очистится от вреда, около нее колыбель, в руках у нее ребенок. Мать шаманки пояснила больной: Как вред ударит по курице, так и выбросьте ее. Выбра- сывать надлежало, как и сказала шаманка, на проезжую дорогу, как оставляют там камни или другой предмет, на который перенесена болезнь.
- После армии я сильно болел, - рассказывает Ми- род Вардания (Абхазия). - Врачи помочь ничем не мог-
ли. Тогда меня отвели к одному человеку, который по- смотрел на меня, сказал, что сможет мне помочь, и велел принести курицу. Он долго шептал что-то надо мной и над ней и сказал, чтобы, когда я вернусь домой, эту кури- цу три раза обвели вокруг меня и смотрели, что потом будет. Так и сделали. Ее обвели три раза и только отпу- стили, как она вдруг взлетела высоко несколько раз и мертвая упала на землю. С того дня болезнь моя прошла.
Некоторые из целителей переносят болезнь не на са- мих животных, а на их копии, фигурки, которые изготов- ляются специально для этого. У калмыков, писал иссле- дователь, в кибитку больного зовут знахаря, который де- лает из теста фигурки зверей, козлов, обезьян, лошадей и прочих, расставляет их на кошме у изголовья больного, читает молитвы и ведет продолжительные беседы с фи- гурами, передвигая их в то же время с места на место, произносит имя больного на эти фигуры и в конце кон- цов выходит из кибитки и забрасывает слепки.
Чтобы понять, как и почему происходят такие исце- ления, необходим совершенно отличный от привычного, совершенно нетрадиционный подход к самой сущности заболевания. В этом отношении интересны работы со- ветского исследователя Е. А. Файдыша. Исходя из сине- ргетической* модели самоорганизации, упорядочения и устойчивости полевых структур организма, он предпола- гает, что такой же самостоятельной структурой может стать и патологическое состояние, психофизиологиче- ское расстройство. Сами же симптомы, воспринимаемые на физио-биологическом уровне, есть лишь производ- ное, результат воздействия такой полевой структуры, ко- торая стремится к устойчивости и к продлению собст- венного бытия. С этой точки зрения, - пишет Фай- дыш, - в древних представлениях о болезни, как о само- стоятельной сущности, сопротивляющейся действиям врача, содержится определенная доля истины. Это - чрезвычайно интересная точка зрения. То, что делают различные целители и шаманы, во многих случаях и есть, очевидно, перенос, переселение такой полевой са- мостоятельной сущности в некий предмет или в живо- тное.
Характерна в этом отношении одна из практик право- славного целительства. Болезнь нарочно персонифици-
ровалась, ей придавались личностные черты с тем, чтобы затем, изгнав эту как бы умышленно сформированную сущность, исцелить больного. Такие