уровня подземных вод, что не дает воз- можности вести там раскопки. Я думаю, что Мардук, чтобы избежать затопления города, перекачивал воду из Вавилона в его окрестности. И окружающие селения начали быстро расцве- тать, используя ресурсы пресной воды из Вавилона, поскольку осадков в Вавилонии с незапамятных времен было очень мало. В самом деле, не будь оросительных каналов и разливов рек, Ва- вилония быстро превратилась бы в бесплодную пустыню.
Сторонники Мардука продолжали вести ожесточенные бои с наследниками Саргона, и совет богов, пытались избежать даль- нейшей вооруженной конфронтации, послал брата Мардука - Нергала, чтобы тот уговорил его покинуть Вавилон. Нергал пред- ставил Мардуку убедительные свидетельства того, что время определения судьбы еще не настало. Мардук будто бы согла- сился уехать, но только на том основании, что никто не тронет его систему водоснабжения Вавилона:
В тот день, когда я покину свой трон, вода перестанет поступать из колодца...
Вода не будет подниматься...
Ясный день сменится тьмой...
Наступит смятение...
Завоют ураганные суховеи, начнут распространяться болезни .
После того как Мардук уехал, Нергал вошел в потайные помещения Вавилона и в непонятном порыве гнева разрушил драгоценную водную систему. Как его и предупреждали, в окре- стных селениях началась сильная засуха. Нергал получил суро- вый выговор от старших богов.
Около 2250 года до РХ, после отбытия Мардука из Вавило- на и последовавшей за этим засухи, Инанна решила снова про- явить свою силу - на этот раз при поддержке внука Саргона по имени Нарам-Син. Уже по этому имени видно, что Инанна за- ручилась поддержкой своего дяди - бога Наннар/Сина. На этот
раз Инанна была полна решимости проверить, как далеко она может распространить свое господство.
В мёсопотамских текстах приводится длинный список заво- еваний Нарам-Сина, в том числе Иерихон, Баальбек, Дильмун (Синай) и, наконец, Египет.
Имеются ли исторические подтверждения этих заво&ваний Нарам-Сина? Археологи подтверждают, что в III тысячелетии до РХ эпоха Иерихона закончилась и он был разрушен. Нападе- ние на Баальбек, где Инанно, как говорится в текстах, сожгла ворота города и держала в осаде его защитников, может служить объяснением того, что здесь были заброшены каменоломни, которые и сейчас можно видеть поблизости от города. Никто пока еще не сумел дать объяснение этому обстоятельству. Что касается Египта, то факт вторжения туда чужеземцев в это вре- мя подтверждается описанием этого события в большой поэме Предостережения Ипувера.
Что касается захвата Синайского космического центра, яко- бы осуществленного Нарам-Сином, то, возможно, именно этот .эпизод запечетлен на знаменитой стеле Нарам-Сина, которая экспонируется ныне в Лувре в Париже5. Изображенная на ней характерная деталь, которую многие принимают за гору, напо- минает больше ракету, а земля Дильмун, как известно, ассоци- ируется с ракетами. Рогатая тиара на голове победоносного На- рам-Сина служила символом богов и обозначала, что это была победа в святой земле, где могли править одни лишь боги.
Однако похоже на то, что Нарам-Син слишком увлекся сво- ими завоеваниями. Было ли это связано с захватом космическо- го центра или каких то территорий, принадлежавших сторонни- кам Энки или и тем и другим, мы точно не знаем, но, так или иначе, совет богов решил остановить Инанну и положить конец ее экспансии. В шумерской поэме Проклятие Агада рассказы- вается, как Инанна бежала из своего города. В дальнейшем боги разоружили город, возможно вывезя оттуда также украденное Инанной у Энки таинственное оружие ME:
Нинурта вывез в свой храм
корону - знак владычества, царскую тиару,
и трон - символ власти;
Уту забрал Красноречие города;
Энки взял себе его Мудрость.
Его Устрашающую силу, способную достичь Неба
забрал Ану и утвердил посреди Неба.
В этой поэме говорится, что брат Мардука Нергал также участвовал в завоеваниях Нарам-Сина и таким образом, как это ни странно, был союзником Инанны в стремлении не допус- тить возвращения Ма*рдука. Мы можем лишь строить предполо- жения о причинах такой вражды между братьями. Вскоре после этого Инанна и Нергал подняли мятеж против власти старших богов. Этот мятеж закончился их поражением, и в результате город Агад был полностью разрушен.
В поэме Проклятие Агада вина за разрушение Агада воз- лагается на Нарам-Сина, который будто бы напал на город Эн- лиля Ниппур и осквернил его священный Экур. Из шумерской поэмы Гимн Энлилю нам известно,