как Энки пытается произвести на свет сына от своей сестры Нинхурсаг. Такой же закон о наследовании привел к соперничеству между египетскими богами Осирисом и Сетом.
Этот обычай представляется нам несколько странным, так
как он основан на кровосмешении. И действительно, имеется достаточно убедительные научные доводы, в силу которых кро- восмешение было запрещено. Но, опять-таки, все дело в генах.
Большинство болезнетворных генов по своей природе рецессив- но - то есть, иначе говоря, они подавляются соответствующим здоровым геном. Вообще говоря, для того чтобы болезнь разви- лась, необходимо, чтобы организм унаследовал две копии ре- цессивных генов - по одному от каждого родителя. Таким обра- зом, когда ребенок рождается от родителей близких родствен- ников, это увеличивает риск того, что он получает две копии одного рецессивного гена.
Почему же в таком случае боги ничуть не беспокоились по поводу потомства от близких родственников, и более того - даже стремились к таким бракам? Единственное, чем можно это объяснить, - это то, что гены у них были чистыми и не содер- жали никаких вредных отклонений. Более того, мы могли бы даже сделать смелое предположение, что усовершенствование генетического механизма в смысле продления жизни было ис- ключительной привилегией правящей элиты богов9. Такое допу- щение могло бы служить объяснением несколько странного смыс- ла имени вавилонского бога Мардука. MAR.DUK - Сын Чис- той горы - означает генетическую чистоту его отца Энки и в особенности генов, связанных с долголетием.
Наши предки, к сожалению, нс знали об опасности браков среди родственников и продолжали подражать богам в их обы- чае жениться на сестрах10. Так, Авраам хвалился, что жена его была его сестрой. Такой же обычай был принят и у египетских фараонов и у правителей инков.
Выше я приводил примеры свидетельств того, что боги, по-видимому, также были подвержены старению. Это подтвер- ждается и тем, что в какой-то момент Энлиль и Энки отошли от дел и распределили смену власти в прецессионные периоды между молодыми богами, чтобы предоставить и им возможность управлять. Значит, несмотря на проведенные ими усовершен- ствования в генной системе, все же неумолимое время сказыва- лось на их физическом состоянии.
Если это так, то мы вправе ожидать, что появятся свиде- тельства дальнейших попыток богов замедлить процесс старе- ния. Это должны быть какие-то иные методы, помимо первона- чального искусственного создания генов и сохранения их в по- томстве с помощью родственных браков. Мы имеем в виду сис- тему корректировки, ремонта генной системы, совершенно ана-
логичной нашей нынешней борьбе со свободными радикалами.
И действительно, мы обнаружили такие свидетельства!
Уже давно существовало предположение, что египетские рисунки, где изображены боги, которым подают чашу (содер- жимое чаши неизвестно), символизировали бессмертие фарао- нов. Древний художник едва ли запечатлел бы такое событие, если бы оно не имело особого значения. Символическое значе- ния чаши бессмертия очевидно также из находок в месопотамс- ких гробницах - археологи находили там останки людей, под- носящих ко рту чашу - как будто покойник намеревался ее осу- шить. В этих захоронениях были обнаружены также различные иные эпизоды повседневной жизни древних, в которых чаша символизировала вечную загробную жизнь. Едва ли имеет смысл продолжать такие сопоставления с культурной жизнью Египта.
Нельзя ли предположить, что такая ассоциация чаши с бо- гами представляет собой свидетельства очевидца о том, что боги принимали эликсиры, избавлявшие от старости? Такие наблю- дения могли иметь место не обязательно в Египте, но и в сосед- ней Месопотамии, где цари и верховные жрецы жили бок о бок со своими богами. Одним из источников такого эзотерического знания может служить рассказ шумерского царя Гильгамеша. В табличке Х Поэмы о Гильгамеше он рассказывает о своем пу- тешествии в страну богов, где встречался с Ут-напишти (Ноем).
В табличке XI Ут-напишти рассказывает Гильгамешу о Потопе, а затем вручает покидающему его герою растение, которое на- зывается - старик становится молодым. Он говорит:
Гильгамеш, я открою тебе сокровенную тайну, Тайну богов я поведаю тебе:
Вот растение, похожее на колючий кустарник...
Его шипы исколют тебе руки как роза,
Если ты возьмешь его, тебя ждет новая жизнь .
В другом шумерском тексте, где изложена история Адама - идеального человека, созданного Эа/Энки, описывается его путешествие на Нибиру - планету богов.