никаких свидетельств присутствия Нимрода или каких-либо не- гритянских царств ни в одном из городов, перечисленных в Книге Бытия. Как пишет один специалист:
По (клинописным) надписям Нимрода не удалось иден- тифицировать ни с одним из мифологических героев или исто- рических царей... ближе всего его образ подходит Мардуку - главному богу Вавилона.
Другое обстоятельство, которое вызывает легкое удивле- ние, это библейская характеристика Нимрода как охотника перед Господом. Однако, как разъясняется в Энциклопедии Макклинтока и Стронга, слово охотник не следует понимать буквально.
Охота издавна естественным образом связывалась с герои- ческими подвигами. На ассирийских монументах также часто изображаются многочисленные охотничьи подвиги, и это слово зачастую используется для обозначения ветерана, участника по- ходов (курсив мой. - А.Э.).
Таким образом, Нимрод был могучим ветераном перед Господом. Но и в этом случае смысл этой характеристики оста- ется неясным. Чтобы расшифровать роль Нимрода, мы должны раскрыть подлинный смысл древнееврейского слова liph-neh, которое обычно переводится как перед. В действительности повсюду в других местах Библии оно означает оппозиция, проти- востояние. И тогда вдруг становится ясным значение первого предприятия Нимрода в Вавилоне. Если мы заменим Господа (или употреблявшееся прежде в Библии имя Яхве) на Энлиля, то получается, что Нимрод был инициатором строительства Ва- вилонской башни, в противостоянии к Энлилю.
Но в главе 10 мы установили, что инцидент с Вавилонской башней был вызовом со стороны Мардука - его попытка вос- становить свой город, существовавший в Вавилоне до Потопа.
Так кто же был подлинным виновником в этом деле - Нимрод или Мардук? Как указывает один из комментаторов, в древних мифах оба они, и Мардук и Нимрод, упоминаются в связи со своими мятежными действиями. И поэтому некоторые специа-
листы приходят к ошибочному мнению, будто мятежник Ним- род и мятежный бог Мардук - одно и то же лицо.
Но эта концепция сразу же рассыпается, когда в Библии упоминается второй и третий города - и Эрех и Аккад были городами злейшего врага Мардука - Инанны. Как же нам те- перь разрешить это противоречие?
Самое простое объяснение состоит в том, что Нимрод был не царем-воином, а рабом3. Он начал свои сражения в Вавило- не, выступая в поддержку Мардука, и в конце концов был вновь обращен в рабство Инанной (злейшим врагом Мардука) в нака- зание за свой мятеж. Только такая версия дает объяснение тому, что никаких следов присутствия Нимрода в Месопотамии архе- ологами не обнаружено. Такая невидимость очень типична для представителей порабощенных народов.
Зачем богам 6 тысяч лет назад понадобилось применять си- стему рабовладения? Все сразу станет ясно, если мы вспомним, какое это было время. В течение 7 тысяч лет после Потопа терри- тория плодородного полумесяца Месопотамии была залита во- дой. В дальнейшем положение улучшилось, и боги решили вос- становить свои города в тех местах, где до Потопа размещались пункты воздушных связей. Первымгородом, подлежавшим ре- конструкции, как мы знаем, был Эриду (около 3800 года до РХ).
Вторым стал восстанавливаться Ниппур. Но хотя известно, что началось такое бурное строительство городов, никто не задался вопросом - а кто непосредственно их строил? Ну, технику, по- ложим, поставляли боги, но откуда бралась физическая рабочая сила?
Среди городов, построенных Нимродом, числится Вавилон (3450 год до РХ), Агад (2400 год до РХ) и Ниневия (вероятно, около 2300 года до РХ)4. Эти даты охватывают период более ты- сячи лет, и это еще раз подтверждает, что в эту эпоху человек был долгожителем. Таким образом, вполне возможно, что ле- генда о том, что Нимрод сразу после Потопа восстановил Ба- альбек, также имеет под собой историческую основу.
Что же случилось с Нимродом и его кланом, когда была завершена его программа строительства городов? Были ли неко- торые из его последователей рассеяны по свету, как это про- изошло после эпизода с Вавилонской башней, и сменился ли их язык? И была ли другая группа рабов, возможно, связанная с Нимродом, строившая города раньше - до Вавилона? При изу- чении истории Нимрода мы, похоже, можем оказаться в самых неожиданных местах.
ТАИНСТВЕННЫЕ ОЛЬМЕКИ
История древних народов Центральной Америки - это тай- на, помноженная на загадку. Тысячи лет назад неведомо откуда возникали невероятно высокоразвитые цивилизации и часто столь же внезапно исчезали. За исключением майя, ни одна южноаме- риканская культура