Этот человек держит в правой руке веревку, другой конец которой привязан к кисти руки другого человека, фигура которого изображена на боковой плоскости камня. Обычно этот камень именуют алтарем, но если мы будем доверять своим глазам, а не предубеждениям, то эта фигура напомнит нам либо пленника, либо шахтера.
Если теперь мы вновь обратимся к гигантским ольмекским головам, то заметим, что на всех этих головах надеты защитные шлемы с завязками по бокам. Это очень важно. Не следует ду- мать, будто это просто декоративный головной убор или нечто связанное с астронавтикой: совершенно очевидно, что это шах- терские шлемы. И действительно, это подтверждает еще одно рльмекское .изображение, найденное в Ла-Вентё. Каменная глы- ба высотой в 9 футов известна под названием Королевская стела.
На первом плане здесь человек с негроидными чертами лица, который держит в руке какой-то инструмент, напоминающий хоккейную клюшку. По религиозной версии его называют по- сохом (чтобы привести в соответствие с алтарем), но мне кажется, что в действительности это какой-то инструмент. Да- лее, над центральной фигурой, по обе стороны от нее, выдны еще два человека поменьше - один из них держит в руке шест, другой - топор8.
Однако было бы упрощением считать, что ольмеки просто занимались разработкой шахт. Археологические раскопки в их последних поселениях обнаружили весьма сложную технику, назначение которой установить не удалось. Так, например, ря- дом с Ла-Вентой стоит странная вулканообразная пирамида, видимо, имевшая какое-то практическое, а не символическое значение. В раскопках были обнаружены прорытые в земле ходы, выстланные плитками из серпентинита - голубовато-зеленого ценного камня. Назначение этих ходов неизвестно.
А тем временем археологи были в полном недоумении, об- наружив в Сан-Лоренсо целую сеть искусственных резервуаров, связанных между собой подземными каналами и шлюзами. Та- кие тщательно выполненные земляные работы и каменные со- оружения типичны для сорока или более известных ольмекских поселений. Во многих из них до сих пор вообще не производи- лись систематические раскопки. Во всех находках ощущается цель- нонаправленный функциональный замысел. Но каковы же были цели ольмеков? И каким образом этот негроидный народ очу- тился в Центральной Америке?
Прибыли ли эти негроидные ольмеки в Центральную Аме-
рику прямо из своей африканской родины, или это были остат- ки народа Нимрода, разбросанного из Вавилона приблизитель- но в 3450 году до РХ? Если это так, то что они делали в прошед- шие с того времени 2 тысячи лет? И где они обучились шахтер- скому делу и другим техническим знаниям? Ответ на эти вопро- сы мы должны искать в таинственных местностях Южной Аме- рики. Но прежде я хотел бы совершить небольшое путешествие на север, в знаменитый Теотиуакан.
ТЕОТИУАКАН - ГОРОД БОГОВ
В тридцати милях к северо-востоку от нынешнего Мехико- Сити расположен Теотиуакан, именуемый ацтеками Местом богов. Это, несомненно, было одно из самых священных мест в древней Америке. Согласно ацтекским легендам, именно здесь, на центральном плоскогорье Мексики, родились Солнце и Луна и началось время. Эти легенды нашли отражение в двух главных монументах Теотиуакана - пирамидах Солнца и Луны. Пира- миды возвышаются над окружающим пейзажем - высота од- ной 212, другой - 140 футов.
В большинстве книг говорится, что Теотиуакан существует с 200 года до РХ, но в действительности к этому времени он уже занимал 4,5 квадратных миль, и, следовательно, город возник гораздо раньше. Этот большой город был как будто магнитом, притягивавшим к себе окружающие культуры, и археологи, об- наружив здесь присутствие многих разных народов, все еще не могут установить - кто же были первые обитатели Теотиуакана.
К сожалению, ученые ориентируются в своих поисках на дату основания города в 200 году до РХ.
Возможно ли, что Теотиуакан построили майя? К 200 году до РХ майя обладали высокоразвитой цивилизацией, но они жили далеко на юге - на Юкатане, в Гватемале и Гондурасе. Дей- ствительно, между майя и Теотиуаканом существовали явствен- ные культурные связи, но они относились к более поздним вре^ менам. Никто всерьез не пытается утверждать, будто город был основан майя.
Кто же еще в Центральной Америке мог построить Теотиу- акан? Может быть, сапотеки - таинственный народ, связан- ный с городом Монте-Альбан, где они, судя по историческим книгам, появились около 500 лет до РХ? Нэйшнл джиогра- фик в опубликованной справке о Теотиуакане признает, что народ