золотая статуя Бога Бурь, который считался главой почитаемой здесь триады богов12. Римский историк Макробиус так описыва- ет эту статую: ... в правой руке он держит бич, наподобие тех, какими пользуются возничие колесницы, а в левой руке у него молния с початком кукурузы (курсив мой. - А.Э.).
Как это ни удивительно, в изображении трезубца в Парака- се представлен тот самый предмет, который Макроубис имену- ет початком кукурузы, хотя, вероятно, настоящее назначение этого предмета более функционально.
Бог Бурь был известен шумерам под именем Ишкур, что
означает Дальние горные страны. Этот бог обычно изображал- ся с каким-то инструментом в одной руке и с зигзагообразной молнией в другой (рис. 30 а, в, с). Народам Ближнего Востока он был известен под разными другими именами, как, например, Тешуб, Рамман и Адад; его изображали с молнией в левой руке и с топором в правой. Означал ли этот топор работу в шахтах для добывания бронзы, были ли далекие горные страны Андами и была ли молния для востока тем же, чем был трезубец для запада?
Весьма похожий Бог Бурь фигурирует и в Центральной Америке; В отчете Нейшнл джиографик о раскопках в Те- отиуакане говорится, что изоб- ражения Бога Бурь, держаще- го в руках какое-то ужасное оружие,встречался повсюду, где принимались копать архео- логи (см. рис. 31). Согласно ле- генде, бог дул на небо в Теоти-
уакане в тот день, когда не взошло Солнце. И должно быть, неслучайно хеттские народы Анатолии (современная Турция) называют бога именем Тешуб, то есть Ветродуй.
Ишкур - Бог Бурь - обычно изображался верхом на быке.
Этот же символ был найден и в Америке, в частности, в свя- щенном центре Чавин-де-Уантар в Перу, который являлся сре- доточием религиозного культа, на знаменитой шестифутовой стеле Раймонди13. На рис. 32 изображен бог- бык - у него чело- веческие руки, ив каждой из них по скипетру, он стоит возле какой-то странной машины.
В других южноамериканских культурах также практикова- лось поклонение быку. Каково было значение этого животного?
В главе 11 мы говорили, что Бог Бурь Ишкур/Тешуб ассоцииро- вался с быком в связи со знаками зодиака прецессионного цик- ла, и в данном случае со знаком Тельца. Именно поэтому на землях Ишкура в современной Турции имеются горы Тавр. 06- щепризнано, что эпоха Тельца началась в 4380 году до РХ и закончилась в 2220 году до РХ. Именно в то время, которым мы занимались в Тиауанако.
В Тиуанако на Воротах Солнца изображен некий бог - он
держит в одной руке оружие, а в другой - мол- нию (рис. 33). Если этот бог Виракоча, как гласит местная легенда, то тогда Виракоча - это про- сто другое имя Бога Бурь Ишкура, имя которого ассоциир^ зтся с быком и трезубцем.
Из всего сказанного выше мы можем заклю- чить, что Ишкур/Адад/Тешуб - это было боже- ство, называвшееся именем Виракоча. Это он со- здал Тиауанако для производства олова и брон- зы, а позже принимал активное участие в проек- тировании Теотиуакана, предназначавшегося для других непонятных производственных функций.
Одна из самых распространенных легенд в Тиауанако - это легенда о плачущем боге. Этот бог обычно бывает представлен статуей, у кото- рой из каждого глаза вытекает по три слезинки.
Легенды о плачущем боге очень туманны и име- ют много разнообразных версий. Возможно, эти легенды были придуманы людьми, обнаружившими статуи с таинственными слезами. В действительности никто не может представить себе, что означают эти слезы. Может быть, бог Ишкур был ужасно огорчен необходимостью покидать Тиауанако, или же он опла- кивал утрату Агада - города его племянницы Инанны? Мне кажется, что ни одна из этих версий не убедительна. Необходи- мо отыскать какое-то более драматическое событие, более близ- кое к дому, которое могло бы выз- вать такое эмоциональное потрясение у этого могущественного бога. Мне ка- жется, что ключ к этой загадке нахо- дится на плато Наска.
Однако прежде всего необходимо понять, каково символическое значе- ние гигантского трезубца в Паракасе.
Изображение трезубца на прибрежном холме должно говорить каждому, кто прибыл сюда морем, что он вступает на территорию Бога Бурь. Тот факт, что это символическое изображение вооб- ще существует, говорит о двух вещах:
во-первых, что Ишкур обладал умени- ем и технологией, при помощи кото- рой он изобразил этот символ на скло- не горы, а во-вторых, что он счел нуж-
ным это сделать. Мне кажется странным это последнее обстоя- тельство. Я не разделяю мнения некоторых ученых, будто боги, при всех их технических