Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

вели себя подоба- ющим образом10. Такая версия проливает также свет на упоми- нание в Своде законов о трех классах общества - свободных людей, рабов и особой категории, именовавшейся mushkenu. Этот термин, смысл которого неясен, как предполагается, подразу- мевал слой людей, живущих на содержании государства, и, ве- роятно, включал новых иммигрантов.

Огромный приток мигрантов оказывал сильнейшее давле- ние на административную структуру Вавилона. В этих обстоя- тельствах у многих городов появилась возможность потребовать независимости от центральной власти в Вавилоне. Угроза была настолько сильна, что Мардук решил вооружить Хаммурапи мощ- ным оружием, дабы восстановить единство империи:

С помощью этого могучего оружия, с которым Мардук одерживал свои победы, герой [Хаммурапи] разгромил в сраже- нии армии Эшнуна, Субарту и Гутиума...

При помощи Великой Силы Мардука он разбил армии Сутиума, Шурукку, Каму...

Одной из первых целей Хаммурапи был город Мари, кото- рый был полностью уничтожен в 1531 году до РХ (НХ). Масшта- бы разрушения города подтверждаются письменными свидетель- ствами о силе оружия Мардука. Здесь же содержатся намеки на силы, которые стояли за движением независимости, поскольку Мари был из тех городов, у которых были длительные связи с Инанной. Таким образом, имеются признаки, что Мардук вновь столкнулся с угрозой со стороны Инанны и эта угроза исходила не столько от Мари, но и от ее нового царства на севере - Микен. i

КАТАСТРОФА НА КРИТЕ

Приблизительно в 1450 году до РХ крупная катастрофа об- рушилась одновременно на все города острова Крит. Были пол- ностью разрушены прекрасные дворцы в Кноссе, Фаистосе и Като Закро. Города, в течение пятисот лет служившие мощными центрами международной торговли, сгорели дотла.

Масштабы разрушений были настолько велики и охватили такую обширную территорию, что археологи тщетно пытались найти причину в каком-то стихийном бедствии.

Однако некоторые ученые пришли к заключению, что раз- рушение Крита было делом рук человеческих. Как признает На- циональное географическое общество, ныне имеются свиде- тельства, указывающие на то, что эти разрушения были вызва- ны набегами воинственных микенцев с греческого материка.

Такая неуклюжая попытка взвалить вину на Микены пред- ставляет собой очевидное свидетельство той неуверенности, ко- торая окружает этот темный период истории человечества. Разу- меется, это были Микены, но никто не может объяснить, поче- му они совершили такой вопиющий акт государственного ван- дализма.

Не сможем ли мы найти недо- стающие факты в истории богов? Как мы уже говорили выше, микенцы поклонялись богине Инанне. Она выступала на стороне Энлиля и была противницей богов из партии Энки.

Возможно, Крит был прежде опор- ным пунктом сторонников Энки? В пользу такого предположения гово- рит новая религия Крита: ее симво- лом является изображение богини с обнаженной грудью, держащей двух змей. На рис. 39 представлена статуя из Кносса, изображающая богиню, которая одержала победу на Крите над змеиными богами - сторонни- ками Энки. Что касается мотивов, которыми руководствовалась Инан- на, то разрушение города Мари вой- ском Хаммурапи явно было эпизо- дом междоусобицы, но, может быть, для этого был еще какой-нибудь не-

посредственный мотив? Крито-минойская культура оставила нам возможный вариант решения этого вопроса в одной из самых впечатляющих легенд древнего мира - в легенде о Минотавре.

Минотавр, получеловек-полубык, был будто бы зачат женой царя Миноса от быка. Но если мы сочтем быка символом одного из богов партии Энлиля, то тогда станет ясно, что в этой легенде речь идет о заточении в лабиринте не Минотавра, а обычного бога из плоти и крови. В греческом повествовании о Тесее и Ми- нотавре содержится упоминание о том, что тогда был сожжен царский дворец, и в связи с этим возникает предположение, что этот рассказ был навеян эпизодом с разрушением дворцов в 1450 году до РХ. Повествование было украшено описанием ми- фического животного, но в действительности оно могло осно- вываться на реальном факте - попытке Инанны вторгнуться, чтобы выручить плененного бога.

ПОБОИЩЕ В МОХЕНДЖО-ДАРО

Примерно в это же самое время, когда Крит был разрушен Инанной, в Мохенджо-Даро - столице ее цивилизации в до- лине Инда - произошла таинственная катастрофа,

Семьдесят лет археологических раскопок не раскрыли за- гадку истории Мохенджо-Даро. Все согласны в том, что этот го- род, как и другие города долины Инда, после 2000 года до РХ переживал