каменные глыбы. Но мало кто из этих инженеров набирался смелости, засучив рукава, опробовать свои теории на практике. Однако в тех немногих случаях, когда эти специалисты действительно отваживались предпринять такую по- пытку, результаты оказывались плачевными. Так, например, не- давно один из самых выдающихся египтологов Марк Ленер вме- сте с командой единомышленников попытался, пользуясь древ- ними орудиями и материалами, воздвигнуть египетский обелиск.
Команда Ленера затруднялась объяснить, как этот обелиск был перевезен вверх по Нилу, так как погрузить его на судно было физически невозможно. Потом эта команда с неимоверным тру- дом водрузила на постамент копию обелиска, по размерам и весу равную всего одной десятой подлинника!
Марк Ленер принадлежит к числу тех специалистов, кото- рые полагают, что древние каменотесы обрабатывали гранит- ную глыбу (гранит - один из самых твердых видов естественно- го камня) другими мелкими камнями. Они охотно демонстри- руют, как при помощи такой техники обтесывания камня мож-
но за несколько часов работы выдолбить небольшие выбоины в гранитной плите. И используют это в качестве доказательства того, что такой метод обработки камня действительно тогда при- менялся. К сожалению, ни один из этих специалистов так ни- когда и не довел эту работу до конца, и, таким образом, нам так и не показали, как древние каменотесы добивались такого совершенства в отделке граней, в особенности внутренних гра- ней отверстий, вырубленных в лицевой плоскости блока. В этой главе вы познакомитесь с несколькими поразительными образ- цами таких работ по камню - эти работы никак не могли быть произведены простыми каменными или медными инструмента- ми, которыми, по всей вероятности, пользовались древние.
Я не собираюсь здесь обсуждать вопрос от том, какие имен- но передовые виды технологии применялись тогда для обработ- ки камня и каким образом каменные глыбы перемещались на невероятные расстояния и втаскивались на возвышенности.
Возможно, мы этого так никогда и не узнаем. Вопрос, который мне лично кажется более уместным и столь же интригующим, - Зачем они это делали? Именно этим вопросом ученые и исто- рики - сторонники традиционных взглядов - пытаются отвлечь наше внимание и замаскировать собственное непонимание про- блемы, туманно ссылаясь на примитивные религиозные верова- ния. И, таким образом, самые любопытные сооружения в мире привычно именуются храмами, алтарями и зданиями для риту- альных омовений, тогда как их действительное первоначальное предназначение, остается неизвестным.
Если мы не знаем назначения предмета, то вопрос Зачем он был сделан? остается без ответа. Так, например, когда мы спрашиваем, зачем построен храм Стоунхенджа, это совершен- но иное, чем если мы спрашиваем - зачем была построена ас- трономическая обсерватория Стоунхенджа. Поэтому нам важно отбросить всяческие религиозные интерпретации и подойти к рассмотрению этих древних объектов без всяких предубеждений.
Однако значение некоторых объектов достаточно ясно, чтобы сформулировать ряд существенных вопросов. Среди вопросов, которые хотелось бы задать, прежде всего следующие: зачем стена Баальбека сложена из 800-тонных блоков, когда для этого впол- не годились бы камни меньшего размера? Почему для первона- чальных строителей Тиауанаку и Чавина были так важны техни- чески очень сложные водопроводные системы? И почему изоб- ражение в Наска нарисованы так, что их можно увидеть только с высоты?
Я, разумеется, должен здесь хотя бы намекнуть на то, как я
предполагаю отвечать на заданные вопросы. Но читатель пони- мает, что полное их освещение требует существенно иной - более обстоятельной аргументации, и она будет представлена в последующих главах. В соответствующем контексте и в должное время я буду вновь возвращаться к упоминаемым в этой главе сооружениям, чтобы уточнить их хронологию и предложить мою интерпретацию их функций и значения. А пока я предлагаю ва- шему вниманию мои предварительные соображения по поводу нашего загадочного прошлого.
БААЛЬБЕК
Величественные руины Баальбека в Ливане находятся в плодородной долине Бекаа, у подножья Антиливанских гор, в 53 милях к северо-востоку от Бейрута. Баальбек был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира. Но в наше время Баальбек всеми забыт - он разрушен и стерт с лица земли за двадцать лет войны и тер, роризма. Он оказался в полном забвении, и в некоторых книгах по археологии о нем вообще не упоминают.
Как разительно