Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

на еще более глубокие тайны на- шего бытия.

ГЛАВА 1 ВЕРИТЬ В НЕВЕРОЯТНОЕ ГОРЫ ЗНАНИЙ

Откуда мы появились и почему мы здесь? Каков путь, по которому мы идем, и куда он ведет? С этими глубокими вопро- сами мы обращаемся к религии и к науке, составляющим ус- тои современного общества, но открывают ли они в действи- тельности путь к истине? Сотворены ли мы божественной во- лей, или появились в результате естественного отбора, или, наконец, может быть существует какой-нибудь иной ответ на этот вопрос?

Эволюционное развитие организма сравнивают подчас с опасным восхождением в горы. В результате случайных генети- ческих мутаций самые слабые особи падают и погибают, а более сильные продолжают движение вперед и наверх. Здесь невоз- можно вернуться назад, эволюционное движение, призванное поднять организмы на вершину, никогда не отменяется. Челове- ческое познание развивается таким же образом. Как может на- ука двигаться вперед, если она не опирается на то, что уже было ранее и миновало? И теология - наука о религии - в этом отношении ничем не отличается. В то время, как ученые восхо- дят на одну вершину, религиозные философы поднимаются на другую.

В наше время развитие религии затормозилось из-за ее дог- матизма, тогда как наука, напротив, продолжает двигаться впе- ред и поднимается к новым высотам. Ученые так рвутся наверх, что не уделяют ни времени, ни должного внимания исследова- нию подножия горы.

500 лет назад Николая Коперника, по существу, линчева- ли, когда он высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца. И если религия и наука в один прекрасный день увидят, что еще кто-нибудь, подобно Копернику, вещает им истину с более высоких вершин, то вряд ли они ответят ему дружелюбным поклоном. Скорее они отвергнут вершину исти- ны, назвав ее горой мифов или кучей фантазий.

Итак, мы подошли к самой сущности понятия так называ- емых мифов и так называемых истин. Лучше всего это проде- монстрировать, играя в элементарную игру: скажите, что из предложенного ниже миф, а что - истина?

 Библейское сказание о божественном сотворении мира.

 Теория Дарвина об эволюции в результате естественного отбора применительно к развитию человеческого рода.

 Распространенный в Андах у озера Титикака в Боливии рассказ о том, что люди были созданы богами.

Ученый скажет, что научно доказана может быть только дарвинистская теория и, следовательно, все остальное - миф.

Теологи скажут, что версия о сотворении, имеющая хождение в Андах, разумеется, миф, а теория Дарвина, скорее всего, об- ман, ошибка или просто гипотеза и что единственной истиной, разумеется, является божественное откровение.

Но в действительности все это совсем не так. Все перечис- ленные выше версии - мифы! Обычно считается, что. слово миф - синоним вымышленного, но настоящее энцикло- педическое определение мифического таково: вымышленные лица или события или такие, реальное существование которых не доказано. Но, спрашивается, с чьей точки зрения они явля- ются вымышленными и их существование не доказано? Получа- ется, что определение истинности полностью зависит от наблю- дателя, от его представлений.

Если вы воспитаны в религиозной среде, парадигмы ваше- го сознания, ваши установки будут сильнейшим образом про- тивиться принятию любой идеи, которая противоречит устано- вившейся догме, гласящей: Единый Всемогущий Бог создал нас из пыли земной;

Если же вы воспитаны в духе научного познания и вас при- учали искать во всем рациональное зерно, то представление о божественном сотворении просто не укладывается в ваши поня- тия о логической, познаваемой картине мира. Возможно, дарви- низм, как общий принцип, для вас приемлем, но, как мы уви- дим дальше, он остается весьма противоречивым, когда его пытаются применить к эволюции человечества.

Если же вы перуанец и никогда в жизни не читали ни Биб- лии, ни эволюционной теории, тогда для вас высшей святой истиной будет легенда древних Анд.

Используя понятие миф, мы должны постоянно по- мнить, что понятия меняются со временем. В этом отношении показателен пример термина атеизм. В наше время атеизм означает убеждение в том, что Бога не существует. Но в древ- ности смысл этого слова был совершенно иным. С точки зре- ния древних греков, живших в 400-200 годы до РХ, евреи,

которые верили в единого Бога, были атеистами! И первые му- сульмане, веровавшие в единого Бога Аллаха, также считались атеистами. А в той же общине их сограждане, как и греки, ис- кали покровительства у многих различных богов.