другом варианте - sham (шам). Ссылаясь на вышедшую ранее работу Дж. Редслоба, Ситчин указывает, что слова шем (shem) и шамаим (shamaim) означающие небо, оба происходят от одного корня shamah (шама), означающего тот, которьп^там, наверху.
Поскольку слово shem (шем) имело и другое значение - то, как кого-то именуют, то его стали переводить как имя.
Например, одна надпись в храме Гудеи переводилась так: его имя прогремит по всем землям, тогда как правильно следовало читать: его MU будут охватывать земли от края до края. По- няв, что слово шем (shem) или MU должно обозначать какой- то предмет, некоторые ученые оставляли это слово нс переве- денным.
В Библии также слово шем переводится как имя, и тем самым искажается первоначальный смысл текста. В этом отно- шении особенно важен отмеченный Закарией Ситчином при- мер библейской истории о Вавилонской башне. Если в невразу- мительной истории о Вавилонской башне в Книге Бытия (кото- рая постоянно повергала ученых в недоумение) мы переведем слово шем как летательный аппарат, то текст приобретает новый смысл:
Потом люди сказали: Построим себе город и башню высо- той до небес, так, чтобы могли мы сделать воздушный корабль, и тогда не рассеемся по всей Земле6.
Правильное понимание слова шем проливает свет и на
другой отрывок из Книги Бытия, который постоянно ставил в тупик ученых и который представляет особое значение для на- шего изучения богов. В этом случае слово шем, которое обыч- но переводится как имя, трактуется как известный, слав- ный, на том основании, что коль скоро кто-либо избирает себе имя, он становится известен. В приводимом отрывке упоминает- ся о таинственных нефилимах - это древнееврейское слово, ко- торое обычно неправильно переводят как гиганты и которое в действительности происходит от корневого слова, означающего те, кто спустился сверху. Это значение очень близко к шу- мерскому AN. UNNA.KI - Те, кто пришли на Землю с не- бес:
Число людей на земле продолжало умножаться. У них рож- дались дочери. Божьи сыновья увидели, что девушки были кра- сивы, и стали брать их в жены, кто какую пожелает... Нефилимы жили в той земле в те времена и позднее, когда божьи сыновья стали жениться на дочерях человеческих, эти женщины родили детей, ставших знаменитыми героями древних времен7 (курсив мой. - А.Э.).
Таким образом, эти нефилимы были в действительности не знаменитыми героями, а людьми шема, богами с летающих кораблей.
Имеется еще один пример лингвистической путаницы, ко- торый я хотел бы разъяснить. Это касается случаев неудачной ассоциации богов с небесными телами. Отождествление богов с Солнцем, Луной и с видимыми планетами послужило для уче- ных основанием для того, чтобы считать богов из плоти и крови порождением примитивных верований. Классическим примером является та путаница, которая возникла в отношении поклоне- ния богу Солнца в Древнем Египте и на Ближнем Востоке.
Согласно древнегреческой легенде, Гелиос - бог Солнца - ездит по небу на колеснице. Греки переименовали священный город Египта Леополис в честь Гелиоса, назвав его Гелиополис.
На Ближнем Востоке они назвали тем же именем Гелиополис город Баальбек. Историки относят веру древних и священный характер этих городов на счет примитивных форм поклонения Гелиосу (Солнцу). Но давайте посмотрим повнимательней, от- куда возникла эта легенда о Солнце-Гелиосе?
Оба города Гелиополиса служили важным обиталищем бо- гов (в силу причин, о которых мы скажем позже - в главе 8), и оба ассоциировались с богом, который у аккадийцев был изве- стен под именем Шамаш. В шумерских текстах его именуют UTU - так шумеры называли бога, который ведал местами,
где находились шемы и орлы. Слово Шамаш, когда оно произносится как Шем-еш, означает буквально шем-огонь, и таким образом часто переводится как Он, который сияет как Солнце. Шумерское же название UTU означает - Сияющий.
В то же время в месопотамских сказаниях UTU Шамаш изобра- жается поднимающимся и пересекающим небосвод. Нетрудно пред- ставить себе, что рассказ об этих путешествиях по небу в даль- нейшем исказился и трансформировался в картину ежедневного движения Солнца!
энки и энлиль
Теперь настал момент поднять завесу мифологии и пред- ставить главных действующих лиц шумерского пантеона богов из плоти и крови.
За последние сто лет ученые поражались богатством эпи- ческой литературы, многие образцы которой археологи откопа- ли в Месопотамии. Это подвигло ученых на длительные целеус- тремленные и кропотливые поиски и собирание воедино тек-