стов, от которых зачастую были найдены только отдельные фраг- менты. Оригинальные шумерские тексты часто дополнялись бо- лее поздними аналогичными аккадскими версиями, благодаря чему удавалось полностью восстановить многие древние сказа- ния. В результате создалась подробная и связная картина антро- поморфических богов с эмоциями подобными человеческим, богов, которые самым тесным образом вживались в дела людей.
У ученых не оставалось ни тени сомнения, что греческие леген- ды о Зевсе, Олимпе и о 12 богах древнегреческого пантеона за- родились в Шумере.
Имена, семейные связи, полномочия и обязанности шу- мерских богов появились из-под археологического мусора и пред- стали перед нами со всеми будничными подробностями. Каж- дый крупный город в Шумере был связан с одним или с двумя богами. Самым важным богам были посвящены храмы: Энки в Эриду, Ану и Инанна в Уруке, Наннар в Уре, и Энлиль в Нип- пуре. Те же самые имена, или же их аккадские синонимы, появ- лялись вновь и вновь, в более поздних ассирийских и вавилонс- ких городах. Ясно, что в этих именах отражается то значение, которое люди придавали тем или иным чертам этих богов, и нередко им приписывали прозвища, характеризовавшие различ- ные их черты и способности.
Отца всех богов звали AN (или Ану - по-аккадски), что означало небо. Это имя сохранилось до сих пор в латино-анг-
лийском слове аннум. AN мало занимался непосредственно житейскими делами - он пребывал на небесах, и лишь вре- мя от времени посещал Землю со своей супругой Анту. Его храм в У ре назывался E.ANNA - Дом AN. Шумеры именовали его Домом сошедшего с небес. Когда боги впервые даровали лю- дям царство (прецедент для современных королевских фамилий), его называли Царство Ану.
У Ану было два сына, которые спустились на Землю. Хотя они и были братьями, иногда они сражались между собой как злейшие враги. Вначале первенец Энки овладел властью на Зем- ле, но затем, по распоряжению Ану, его сменил второй сын - Энлиль. Древние изображения богов Энки и Энлиля (сидящие фигуры) показаны на рис. 12а и 12Ь. Рисунки демонстрируют их вполне человеческую внешность и то, что они существа из пло- ти и крови. Соперничество братьев основывалось на существова- .
нии у богов законных прав на наследование, которые определя- лись генетической чистотой. Энлиль - отпрыск Ану и его двою- родной сестры значительно лучше унаследовал отцовские гены по мужской линии, чем Энки. Такая практика женитьбы на дво- юродных сестрах представляется нам сегодня кровосмешением, но в те времена это воспринималось иначе. Например, это было обычным делом для царских семей в Египте, а в Библии Авраам также похваляется тем, что его жена приходилась ему сестрой8.
Происхождение такого обычая, несомненно, связано с нравами богов, и я объясню научную основу этого в последующей главе.
Имя EN.LIL обычно переводится как Повелитель ветра, в особенности теми учеными, которые стремятся принизить зна- чение шумерских верований как мифологии. Однако более пра- вильное толкование этого имени Вершитель власти - вполне подходящее наименование для того, кто стал главным богом на Земле и обладал такой властью, что вручил царство людям. Го- родом Энлиля был Ниппур, где был сооружен величественный E.KUR - Дом, подобный горе. В нем было установлено таин- ственное оборудование, при помощи которого можно было вес- ти наблюдение за небом и Землей. Развалины этого пятиэтажно- го здания можно увидеть и сейчас в ста милях к югу от Багдада.
Брат Энлиля EN.KI, что означает Повелитель Земли, был известен также как ЕА - Тот, дом которого в воде. Его горо- дом был Эриду, стоящий на морском берегу, там, где Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Энки был искусным инже- нером, главным ученым и величайшим благодетелем человече- ства. Он часто выступал на защиту людей на совете богов, и именно он спас Ноя от Великого потопа.
Отчего Энки был так благосклонен к людям? Шумеры счи- тали, что именно Энки играл главную роль в создании челове- ка9. Ученые полагают, что это просто миф, но сами шумеры были убеждены, что боги создали человека как рабочую силу. В древ- них сказаниях описывается мятеж рядовых богов, протестовав- ших против лежавшего на них бремени тяжкого труда (о том, что это был за труд, мы расскажем в главе 14). Тогда Энки раз- решил споры богов, предложив создать примитивное существо
для работы, достаточно разумное, чтобы оно могло пользовать- ся орудиями и выполнять приказы, придав ему образ богов.
Энки помогала в создании человека его сводная сестра