что кажется весьма похожим на процедуру клонирования: Исида извлекла из тела Осириса его сущность и использовала ее, чтобы забеременеть.
Затем она тайно родила сына - Гора, который, став взрослым, возвратился, чтобы отомстить за смерть отца.
Продолжение рассказа о Горе и крылатом диске, с помо- щью которого он сражался с Сетом, - это еще одна любопыт- ная история, посвященная древней технике, - и она заслужи- вает дальнейших исследований. Битва завершилась поражением Сета - бога, образ которого с тех пор идентифицируется с ха- осом.
До 1976 года египетские и месопотамские летописи изуча- лись по отдельности, главным образом в плане мифологии. И вот Закария Ситчин, приняв переводы легенд в качестве досто- верных исходных данных, соединил эти повествования вместе, и создал последовательную достоверную канву событий. Таким
образом, он повернул египетскую мифологию к самым ранним этапам истории человечества, и показал, как конфликт Гора и Сета привел к ожесточенной войне между соперничавшими груп- пировками богов - сторонников Энлиля и Энки.
Отчего возникла такая ненависть между братьями Осири- сом и Сетом? Обратившись к тем самым законам наследования, которые изложены в шумерских летописях, Ситчин показал, что, женившись на Исиде, Осирис тем самым помешал своему со- пернику Сету произвести наследника от их сводной сестры. До этого времени соперничество между Осирисом и Сетом разре- шалось путем раздела между ними,территории Египта. Теперь же Осирис ясно дал понять, что именно его сын, а не сын Сета, получит в будущем право на владение всем Египтом.
Почему же поражение Сета от руки мстителя - Гора по- влекло за собой всеобщую войну между египетскими богами и восточными богами Месопотамии? Ключом к пониманию этого конфликта является раздел земель и стратегических городов между двумя божественными братьями Энлилем и Энки. После Пото- па-а шумеры признают его как подлинное историческое со- бытие, - согласно текстам повествований, земля была разделе- на на 3 области: нейтральную область богов на Синайском полу- острове, переданную под управление Богини-матери Нинхур- саг; африканские земли под властью богов из партии Энки; и земли Азии, в особенности Месопотамии и Леванта10, под уп- равлением богов из партии Энлиля.
Как отметил Ситчин, такое разделение земель находится в полном соответствии с легендой, гласившей, что великий бог по имени Птах, прибыв в Египет из-за моря, начал проведение мелиорационных работ, с тем чтобы поднять землю над уров- нем воды. Поэтому древние египтяне назвали свою страну Под- нятой землей. По всем признакам этим богом был Энки. На- помним, что потомки сына Ноя - Хама были поселены на аф- риканских землях, где правили боги из партии Энки, в то вре- мя, как территории Ближнего Востока и Северной Азии были отведены двум другим сыновьям Ноя - Симу и Иафету.
Внук Ноя - Ханаан (сын Хама) был, согласно главе 9 Книги Бытия проклят, непонятно за что. Ситчин предположил, что это было связано с разделом территорий. Прежде ученые были заво- рожены этой библейской историей - она непонятна, но все же ясно, что речь в ней идет о чем-то весьма значительном. Как пишет один комментатор, глава 9 Книги Бытия повествует о каком-то возмутительном действии, к которому, по-видимому,
был причастен Ханаан. Цитируя не вошедшую в Библию Книгу Юбилеев, Ситчин показывает, что это возмутительное действие состояло в том, что Ханаан вышел за пределы земель, которые были ему отведены:
Ханаан увидел землю ливанскую, и она ему очень понра- вилась... И он пошел не в ту землю к западу от моря, которая ему была передана по наследству, а поселился на земле ливанс- кой, к востоку и к западу от реки Иордан.
Как это Ханаан мог так легко нарушить предписания богов, которые отвели племени Хама африканские земли? Ситчин ут- верждает, что такой поступок был невозможен без потворства со стороны того или иного высшего божества. Поэтому вполне вероятно, что возмутительные действия Ханаана совпали с за- нятием Ливана богом Сетом и его сторонниками, бежавшими сюда после сражения с Гором.
По мнению Ситчина, именно эта незаконная оккупация земель, принадлежавших Энлилю, привела ко всеобщей вой- не, в результате которой сторонники Энлиля изгнали богов Энки из Ханаана. Эта война описывается во многих шумерс- ких, аккадских и ассирийских источниках, которые все ученые единодушно относят к Мифам Кура. Об этих войнах говорит- ся также в египетских ритуальных книгах. В одной из них гово- рится о мятеже, поднятом Сетом в тот самый день,