Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

центром Баальбеком. Ее же собственная опорная база влас- ти в Шумере ограничивалась городом Урук, что в этот период означало очень низкое положение.

Вскоре после того как она вышла замуж за Думузи, Инанна подговорила его обзавестись наследником с помощью обычной практики - от его сводной сестры - Гештинанны. Почти не- сомненно, это было связано с правилами наследования, при- нятыми среди богов. Но сестра отказала Думузи, и он в приступе гнева изнасиловал ее. Это было серьезное нарушение норм, даже для богов, у которых в те времена были довольно свободные правила поведения. Старший брат Думузи - Ра, настроенный недружелюбно по отношению к своей родственнице и соперни- це - богине Инанне, приказал арестовать Думузи. Драматичес- кое пленение Думузи, его бегство и смерть описаны в шумерс- ком тексте под названием Его сердце было полно слез . Последо- вавшая за этим поездка Инанны в Африку (Нижний мир) опи- сана в одном из самых знаменитых шумерских текстов, тща- тельно копировавшихся древними писцами.

Смерть Думузи, в сочетании с положением Африки в Ниж- нем мире (в южном полушарии), естественно, послужила пово- дом для того, чтобы изобразить нисхождение Инанны в Ниж- ний мир в форме мифологического повествования о путеше-

ствии в подземное царство, или в мир мертвых. Эта версия под- креплялась легендами о том, будто оттуда не возвращаются. Но в данном случае речь шла о землях, населенных вполне живыми людьми, и Инанна благополучно вернулась оттуда.

Разгневанная Инанна обвиняла Ра в смерти своего мужа и жаждала мщения. Мы знаем из одной из записей, что Ра бежал и укрылся в Горе, называвшейся Убежищем плача и стена- ний. В других текстах говорится, что это был тот самый E.KUR, в котором боги партии Энки были осаждены войском Нинурта.

Ситчин вновь поднимает мфологическую завесу и описывает последующие исторические события:

суд над Ра, его осада в Экуре без воды и продовольствия, и затем - его бег- ство.

Вряд лиможно сомневаться в том, что Инанна была удручена и опе- чалена смертью Думузи и тем, что ее амбиции в Африке были отвергнуты.

Ее должно было утешить, полагает Ситчин, то, что ей была передана власть над новой цивилизацией, воз- никшей в долине реки Инд (нынеш- ний Пакистан). Эта таинственная ци- вилизация зародилась вначале, при- мерно в 2800 году до РХ, в несколь- ких городах, и к 2500 году была в полном расцвете. Самая поразитель- ная черта этой так называемой харап- пской культуры, была ее однород- ность, проявлявшаяся во всех сторо- нах жизни - в строительстве, гон- чарном производстве, в религиозных верованиях. Главные го- рода этой цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро были пост- роены таким образом, что у археологов создавалось впечатле- ние, будто они были заранее полностью спланированы, преж- де чем началось их строительство. Интересно, что религиоз- ные верования в Хараппане очень отличались от шумерских и египетских верований, где поклонялись многим богам. Напро- тив, у населения Хараппана было одно-единственное боже- ство - богиня-женщина (см. рис. 13), изображения которой были поразительно похожи на богиню Инанна.

Однако Инанне вскоре начали надоедать ее новые обязан- ности, и она вновь обратила внимание на Шумер. Во время од-

ного посещения дома Энки она напоила его и выманила у него некие священные предметы, которые назывались ME. Устано- вить точно, что это были за предметы, не удалось, но благодаря им Инанна обрела большие познания и могущество. В то время, как хараппская цивилизация восстанавливала ущерб, понесен- ный ею от постоянных наводнений, находившийся под управ- лением Инанны город Урук разбогател и вырос, а сама Инанна стала верховным божеством.

И вот тогда-то, как говорят древние летописи, Инанна на- шла человека, который должен был стать орудием ее амбиций, человека, который построил город Агад, а в дальнейшем осно- вал Аккадскую империю. Этого человека звали Саргон Великий, и археологи установили, что он жил примерно в 2400 году до РХ.

Начиналась эра Инанны, и она становилась как в любви, так и в войне более опасна, чем когда бы то ни было.

ПРОИЗОШЕЛ ЛИ ШУМЕР ОТ АТЛАНТИДЫ?

Что же мы можем сказать о шумерской цивилизации и об этих удивительных рассказах о богах? Внешне Шумер не может поразить нас так, как поражает вид египетских пирамид - его древние зиккураты представляют собой ныне едва распознавае- мые курганы. Но наследие шумерской техники мы непрестанно ощущаем, и оно производит на нас глубокое впечатление. Каж- дый раз, когда мы смотрим на часы, нам