Бога. Второй миф - что в Библии при- сутствует один-единственный бестелесный Бог. В действитель- ности, напротив, милостивый, всепрощающий Бог Нового За- вета резко отличается от сурового, гневного Бога Ветхого Заве- та, и это несоответствие зачастую мешало христианам спать. Рас- смотрим, например, следующий эпизод, предшествующий рас- сказу о Потопе:
Господь увидел, что люди земли полны зла, что они толь- ко о зле и думают, и стало у него на сердце грустно. И сказал Господь: Я уничтожу всех людей и всех животных и все, что ползает по земле, и всех птиц в небе, ибо сожалею о том, что создал все это4-
Здесь перед нами предстает якобы Всемогущий Бог - гроз- ный и беспощадный. И можно привести множество других по- добных примеров, в особенности из Книги Исхода, когда Гос- подь обнаруживает свою злобную и мстительную натуру. Но что еще более существенно - если этот Бог всемогущ и всеведущ, то почему он допускает ошибки?
В Ветхом Завете мы встречаем немало примеров, когда Бог появляется скорее в физическом обличий, чем в качестве Духа. В повествовании о Содоме и Гоморре Господь считает нужным физически спуститься и посетить города, чтобы лично оценить ситуацию5.
Затем, вместо того, чтобы испепелить людей одним мано- вением своей священной десницы. Господь использует часто фи- зические средства (жжет серу, напускает дыма), чтобы уничто- жить не только людей, но и растительность на земле. И этот тот самый Бог, который, согласно Библии, лично помогал изра- ильтянам завоевывать земли и сокрушить врагов после Исхода6.
Таким образом, это совершеннейший миф, будто Бог Вет- хого Завета - это тот же самый милостивый, всепрощающий Бог, который фигурирует в Новом Завете. Откуда же взялся этот миф? Он появился из-за того, что в этой религии может суще- ствовать только Один-единственный бесплотный Бог. Правда же состоит в том, что Бог Ветхого Завета порой действует совсем как человек - ему не чужды чувства зависти, гнева и наслажде- ния; он ходит по земле и разговаривает7; борется8. Он несовер- шенен, не всеведущ; он суров, жесток и нетерпим; и осуществ- ляет свою власть в чисто физических формах.
Но в том же мифе скрыта и более глубокая истина; ибо в Ветхом Завете Господь- это не единственный Бог. Основываясь на Библии и других источниках, Карен Армстронг ясно показы- вает, что в ранний период древние евреи были язычниками и поклонялись также и другим богам: Идея соглашения (Бога с Моисеем) дает нам понять, что израильтяне еще не были моно- теистами, так как такое соглашение имеет смысл только при политеистической религии. Израильтяне не верили, что Яхве - Бог Синая - был единственным Богом, но в этом соглашении они поклялись, что будут игнорировать всех остальных богов и будут поклоняться только ему одному. Во всем Пятикнижии труд- но обнаружить хотя бы одно монотеистическое заявление. Про- роки уговаривали израильтян хранить верность соглашению, но большинство из них продолжало, в соответствии с традицией, поклоняться Ваалу, Ашере и Анат.
Карен Армстронг отмечает, что еврейский термин Yahweh chad означает - единый Яхве, то есть, что это было един- ственное божество, которому людям разрешено было поклонять- ся. Очевидный вывод из этого заключался в том, что существо- вали и другие боги, которые были опасными соперниками Яхве.
Были ли эти другие боги просто идолами или изображения- ми, как полагает Армстронг или то были ходящие и говоря- щие соперники Бога Ветхого Завета?
Тогда Бог (Elohim) сказал: Теперь сотворим человека. Со- творим людей по нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут вла- ствовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле10.
Есть ли в этом высказывании зерно истины - это большой вопрос. Но в данном случае я хочу лишь рассмотреть одну его сторону - то, что я называю мифом Элогим. В этом заявле- нии может показаться странным, что Бог говорит о себе во мно- жественном числе - мы и по нашему образу и подобию.
Большинство читателей Библии не обращает на это внимания, считая, что это формула монарха - Мы, король... и т.д., или же относят это на счет особенности перевода с древнееврейско- го. Тут действительно есть закавыка с переводом этого текста, но состоит она совсем не в том, о чем думает большинство чи- тателей. Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово Elohim представляет собой множественное число от El - Господь Бог! Это хорошо известно теологам, но обычные при- хожане не ведают об этом удивительном