дважды семь родов,
Семь родилось мужского рода,
Семь - женского рода.
Богиня Рождения вызвала
Порыв дыхания жизни.
Они создавались парами,
Они создавались парами в ее присутствии.
Эти создания были людьми,
Созданными Богиней-Матерью.
Лишь теперь, в конце XX века, мы можем признать воз- можность того, что описанные здесь, в древних источниках, про- цессы создания людей - мужчин и женщин - были осуществ- лены путем научного процесса клонирования (см. главу 2).
Эти новые существа называются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе означает смешанные. Приведен- ные выше слова о взятой с земли глине, которую молодые зна- ющие боги доводят до нужной кондиции, может означать, что человек был создан как гибрид из бога и примитивного челове- кообразного.
Но зачем был создан человек? В Библии упоминается толь- ко, что до сотворения человека некому было обрабатывать зем- лю.13 Но в Атрахасисе даны более обстоятельные объяснения:
Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд бо- гов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил.
В Атрахасисе описывается, как боги взбунтовались про- тив своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение:
Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего.
Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов!
В древней версии о Потопе также содержится больше под- робностей, чем в Библии, и тоже представлена картина много- божия. Одним из таких источников является Поэма о Гильга- меше. Главного героя этого сказания о Потопе зовут Ут-на- пишти, а не Ной, но по существу их истории совпадают. Един- ственное отличие в том, что один из богов - Энлиль - хочет гибели человека, тогда как другой - Энки - старается его спа- сти. Ученые, исследовавшие эти древние тексты, не расходятся во мнениях о роли этих богов, но трудно отыскать хотя бы одну- единственную публикацию, в которой прямо или косвенно эти повествования не именовались бы мифами.
Не страдает ли кто-либо из нас предвзятостью, если мы называем рассказ, написанный на глиняной табличке 5 тысяч лет назад, мифом, а то, что изложено в Книге Бытия 2500 лет назад, считаем реальными фактами? В конце концов, основной сюжет и главные события одни и те же. Различия носят чисто теологический характер: в древних рукописях говорится, что че- ловек был создан по образу и подобию не одного Бога, а мно- гих богов.
Какие обстоятельства заставляли разумных и цивилизован- ных людей в древности верить во многих богов? Какое зерно истины могло быть в этих библейских и месопотамских мифах?
Принятая нами в XX веке система представлений делает для нас затруднительным даже задаваться этим вопросом и тем более - отвечать на него.
ПРЕДУБЕЖДЕННОСТЬ МОНОТЕИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Почему нам так трудно принять концепцию многобожия?
Суть дела состоит в формах нашего восприятия и в нашей тер- минологии - наследии двух тысяч лет монотеизма. Движение к верованию в единого Бога не только исказило изначальный смысл Ветхого Завета, но, что еще более важно, оно затуманило наше мышление.
То же относится и к исламу - еще более жесткой религии.
У Бога мусульман есть собственное имя - Аллах; это не просто абстрактное понятие Бога, как в религии западного мира. Свя- щенная книга мусульман Коран является будто бы Словом Бо- жиим, которое архангел Гавриил поведал пророку Мухаммеду.
Однако начало истории ислама было далеко не спокойным. К нашему удивлению выяснилось, что не только на Западе рели-
гиозному монотеизму пришлось вести жестокую битву за гос- подство.
Карен Армстройг пишет об этом:
В первые три года своей миссии Мухаммед никак не под- черкивал монотеистическую сущность своего учения, и люди, вероятно, полагали, что могут по-прежнему, наряду с Высшим Богом-Аллахом, поклоняться традиционным божествам Аравий- ского полуострова, как это было всегда. Но когда Мухаммед осу- дил эти древние верования как идолопоклонство, он сразу же потерял большую часть своих последователей, и ислам превра- тился в презираемую и гонимую религию меньшинства.
Все мы, жители западных стран, с детских лет ориентиро- ваны на веру в единого Бога. Представление о едином Всемогу- щем Боге заложено в нас уроками Библии в школе, а у многих также - воскресными службами и молитвами дома и в церкви.
Разум ребенка - пытливый и жаждущий знаний и радостей -