что та душа, которая воплотилась в младенческом теле, могла наносить в далеком прошлом какое-нибудь ужасающее страдание тому, кто в этой жизни мучает её, и тогда нам раскрывается, что этим тяжким опытом она познаёт, как страшны пути неправды.
Возможно, что у кого-нибудь явится вопрос: Если это так, должны ли мы защищать мучимых детей? Несомненно должны. Наш долг облегчать страдание, в каком бы виде оно ни встретилось нам, и мы должны радоваться, что Благой Закон делает нас проводником милосердия.
Могут возникнуть и другие вопросы: Как уничтожить эту злую связь? Не создаст ли наносимое мучение новое звено, благодаря которому жестокая мать станет в свою очередь жертвой, а истязаемый ребенок ее мучителем? На это мы находим ответ в учениях Будды, который, зная закон, говорит: Воистину, ненависть никогда не уничтожается ненавистью, - и тут же прибавляет, - ненависть уничтожается любовью. В этом - тайна освобождения. Если душа, которая уплачивает долг прошлого страданием за причиненное зло, достаточно мужественна, достаточно мудра и достаточно велика, чтобы посреди агонии тела или души сказать: Я прощаю в таком случае она погашает весь свой долг и цепь, выкованная ненавистью, растворяется навсегда в огне любви.
Звенья любви становятся все крепче в каждой земной жизни, в которой друзьям удается подойти друг к другу, и на стороне любви есть еще то преимущество, что она продолжает расти и во время небесного пребывания, куда связи ненависти не переносятся. Те души, между которыми образовалась связь ненависти, не соприкасаются в том высшем мире, ибо назначение его - претворять в человеческие качества все положительное, что душа вынесла из своей земной битвы жизни.
Когда же человеку удается перенести и в мозговое сознание своего физического тела свою память прошлого, тогда это воспоминание сближает друзей ещё теснее и связь их приобретает такие силу и надежность, какие связь единственной жизни не в состоянии дать. Чрезвычайно глубока и светла уверенность такой души, знающей по собственному опыту, что любовь бессмертна.
Таково объяснение тайны влечения и отвращения, рассматриваемой при свете Перевоплощения и Кармы.
Глава VIII
Карма, или Закон Действия и Противодействия
Слово Карма означает не что иное, как Действие. Но всё значение этого слова гораздо обширнее, чем большинство себе представляет, так как в понятие действие входит очень большое побочное содержание. Каждое действие имеет прошлое, которое привело к нему; каждое действие имеет будущее, которое произойдет из него; действию предшествует всегда желание, которое и вызвало его, и мысль, которая дала ему направление, и все это существует помимо того видимого движения, которому обыкновенно придается название действия.
Каждое действие есть звено в бесконечной цепи причин и последствий, причем каждая причина была в свое время последствием и каждое последствие будет в свою очередь причиной. И каждое звено в этой бесконечной цепи состоит из трёх составных частей: желания, мысли и деятельности. Желание вызывает мысль; мысль воплощается в действии. Иногда же мысль, в виде воспоминания, вызывает желание, и тогда желание разражается в действии. Но всегда все три составные части - две невидимые, принадлежавшие сознанию, и одна видимая, принадлежащая телу, - всегда налицо; вернее - действие существует в сознании как образ, прежде чем оно проявится как физическое движение. Желание, или воля, мысль и деятельность - вот три вида нашего сознания.
Это соотношение желания, мысли и деятельности как Действия и бесконечное сцепление таких действий как причин и последствий - все это заключено в понятии Карма. Это - неизменная последовательность в природе, иными словами - Закон Природы. Ввиду этого, Карму можно перевести как Закон Причинности. Её научная формула такова: Действие и противодействие равны и противоположны. Её религиозное определение чудесно выражено в христианском Священном Писании: Что посеет человек, то и пожнёт. Иногда Карму определяют как Закон равновесия, потому что во всей природе замечается наклонность восстанавливать условия равновесия каждый раз, когда последнее нарушено.
Таким образом, Карма является выражением божественной природы в ее аспекте Закона. М этой природе сказано: В ней нет ни уклонения, ни тени перемены. Ненарушимость естественного порядка; точность естественного закона; полнейшая надёжность природы - вот незыблемые основы, на которых покоится вселенная. Без них невозможны были бы ни наука, ни уверенность, ни заключение от прошлого, ни предвидение будущего.