единого существа,
Некоторой точки, где все отдельные лучи
Могли бы встретиться,
Сойдясь воедино в возможностях человека.
Вся раса достигает совершенства, как и
Человек; всё стремится к человечеству
И в человеке завершение находит;
Но в совершенном человеке возникает снова
Стремление к Богу. Предсказания предвещали, что
Человек к чему-то близок; так в человеке возникает
Священное предчувствие, символы, прообразы
Из прежнего неясного великолепья
Вечного цикла бегущей жизни.
Поскольку преступает человек природные свои ограниченья
И обретает новые надежды и заботы, что быстро вытесняют
И радости его, и огорчения; он перерастает
Узкие понятия хорошего и плохого, увядающие
Перед безмерной жаждой добра: в то время как покой
Растет внутри него все более и более.
Такие люди даже и сейчас есть на земле,
Невозмутимые среди полуоформленных созданий,
Которых предстоит спасти им и с коими - соединиться.35
Человеческое существо, Душа в воплощении, находится на грани того, чтобы сделать шаг вперёд, в направлении того первого из великих раскрытий, которое мы называем вторым рождением. Когда это произойдет, жизнь младенца-Христа будет расти и становиться сильней, и вызванный импульс будет продвигать человека по Пути, ведущему от одной вершины достижения к другой, пока он сам не станет просветленным Носителем Света и тем, кто может освещать путь другим. Просветленные всегда вели расу вперед; мыслители, мистики и святые всегда открывали нам высоты расовой и индивидуальной возможности.
Путь от Рождения в Вифлееме до Горы Распятия тяжел и труден, но он пройден с радостью Христом и теми, чье сознание было настроено в унисон с Ним. Радость физической жизни преобразуется в радость понимания, и новые ценности, новые желания и новая любовь заменяют прежние.
Рождение в Вифлееме - начало долгого пути, трагедии Спасителя. Оно сделало Его мужем скорбей и изведавшим болезни36 . Оно было началом конца и ознаменовало Его Посвящение в более высокие состояния сознания. Евангелия ясно говорят об этом.
2.Прежде чем начать конкретное рассмотрение этих великих Посвящений, следовало бы коснуться одного или двух моментов в связи с предметом в целом. Так много необычных и необоснованных учений выдается сейчас об этом предмете, и так широк общий интерес к нему, что совершенно необходима некоторая ясность понимания; нужно обратить внимание на определенные факторы, часто упускаемые. Могут спросить сейчас: Кто является Посвятителем? Кто имеет право стоять перед Ним и пройти через Посвящение?.
Нужно совершенно отчетливо знать, что первый Посвятитель, с которым человек имеет дело всегда и везде, - это его собственная Душа. Многие эзотерические школы и учителя направляют своих учащихся и искателей к великому Учителю, Который, предположительно, подготовит их для этого шага, без Которого никакой прогресс невозможен. Они забывают, что такой Учитель не может даже вступить в контакт с человеком до тех пор, пока человек не осуществит ясный и определенный контакт со своей собственной Душой. Именно на том уровне сознания, который является уровнем самой Души, можно найти тех, кто может помочь. И пока мы как индивидуумы не проникнем в это состояние, мы не сможем войти в разумное соприкосновение с теми, кто нормально функционирует там. Посвящение относится к сознанию и является просто словом, используемым для выражения перехода из сознания четвертого, или человеческого, царства в пятое, или Духовное, царство, Царство Божие. Христос пришел, чтобы показать путь в это Царство.
Эта посвящающая Душа, как мы уже видели, названа в Новом Завете многими именами, а в других религиях она называется терминами, соответствующими времени и характеру стремящегося. Там, где христианский ученик говорит о Христе в вас, уповании славы, восточный ученик может говорить о Я, или Атмане. 42] Современные школы мысли говорят об Эго, или высшем Я, или Реальном человеке, или Духовной сущности, в то время как в Ветхом Завете ссылаются на Ангела Присутствия. Можно было бы составить длинный список этих синонимов, но для нашей цели мы ограничимся словом Душа, вследствие его широкого употребления на Западе.
Бессмертная Душа в человеке готовит его для первого Посвящения, ибо именно эта Душа проявляется на земле как младенец Христос и появляется в человеке. Это и есть второе рождение. То, что медленно созревало в человеке, наконец рождается, и Христос, или Душа, рождается сознательно. Зародыш живого Христа всегда присутствовал, хотя и скрыто, в каждом человеческом существе. Но в определенный