для нас тот факт, что, несмотря на большие географические расстояния и расовые различия в деталях культа, общий рисунок их вероучений и церемоний, если и не совпадал, то оказывался поразительно похожим.
Я, конечно, не в состоянии углубляться в различные культы, но в общем могу сказать, что обо всех или почти всех вышеупомянутых божествах говорилось почти одно и то же, и не подвергались сомнению следующие обстоятельства:
1. Они родились в день, когда мы отмечаем Рождество Христово, или около этого дня.
178] 2. Они были рождены Девой-Матерью.
3. Это произошло в пещере или подземелье.
4. Они провели всю жизнь, тяжко трудясь на благо Человечества.
5. Их называли Носителями Света, Целителями, Посредниками, Спасителями и Избавителями.
6. Но все они были побеждены силами Тьмы.
7. И сошли в Ад, или Преисподнюю.
8. Но вновь воскресли из мертвых и оказались первопроходцами человечества в Небесном мире.
9. Они основали Сообщества Святых и Церкви, в которые ученики принимались посредством Крещения.
10. Праздники в честь них отмечались евхаристической трапезой.176
Эти факты может проверить любой желающий, достаточно заинтересованный в том, чтобы проследить развитие доктрины мировых Спасителей в истории мирового идеализма. В той же книге Эдвард Карпентер продолжает:
Число языческих божеств (главным образом, рожденных девами и принявших так или иначе смерть за спасение человечества) настолько велико, что их трудно перечислить. Бог Кришна в Индии, Бог Индра в Непале и в Тибете пролили свою кровь во имя спасения людей; Будда, согласно Максу Мюллеру, говорил: Пусть все грехи мира падут на меня, чтобы мир мог освободиться; китайский Святой Тьен, единый с Богом и существующий с ним от века, умер, чтобы спасти мир; египетский Осирис был назван Спасителем, такими же были Гор и персидский Митра; точно так же греки называли Геракла, одолевшего Смерть, и хотя его тело было поглощено горящими одеждами смерти, из них он вознесся на небеса. Таким же был фригийский Аттис, названный Спасителем, и сирийский Таммуз или Адонис - оба они, как мы видели, были пригвождены или привязаны к дереву, а потом восстали из своих гробниц или усыпальниц. Прометей, величайший и самый первый благодетель человеческой расы, был пригвожден за руки и ноги к скале на Кавказе. Вакх, или Дионис, рожденный девой Семелой, чтобы стать Освободителем человечества (Дионис Элафориос, как его называли), был разорван на части, подобно Осирису. Даже в далекой 179] Мексике Кецалькоатль, Спаситель, был рожден девой, подвергался искушениям, постился сорок дней и был обречен на смерть; его второе пришествие ожидалось так страстно, что (как это хорошо известно), когда появился Кортес, простодушные обитатели тогдашней Мексики приветствовали его как возвратившегося бога! Подобные же легенды существуют или существовали в Перу и среди американских индейцев севернее и южнее экватора.177
Обсуждение всех за и против этих идей не входит в задачу этой книги. Единственный важный для нас вопрос состоит в том, какова была реальная роль Христа как Мирового Спасителя и в чём состояла уникальность Его миссии. Каков был тот мир, в который Он пришел? Какое значение имеет сегодня Его смерть для среднего человека? Верны ли исторически факты Его жизни, и был ли период в истории нашей расы, когда Он ходил, говорил и жил обычной человеческой жизнью? Послужил ли Он Своей расе и вернулся ли к Источнику, из которого Он пришел?
Факт существования Христа не составляет никакой проблемы для тех, кто знает Его. Они сознают, независимо от всех споров, что Он есть. Они знают, в Кого они уверовали.178 Для них Его реальность неопровержима. Они могут не соглашаться между собой относительно различных теологических интерпретаций истории Его жизни, но Христа они знают и проходят свой жизненный путь с Ним. Они могут спорить о том, был ли Он Богом или человеком, Богочеловеком или Человеком-богом, но все они сходятся в одном: Он был Богом и Человеком, проявленными в одном теле. Они могут бороться за увековечивание памяти Христа, умершего на Кресте, или же пытаться жить жизнью воскресшего Христа, но все они свидетельствуют о реальности Самого Христа, и этот факт несомненно подтверждается множеством свидетелей. Тот, кто знает, не может сомневаться.
Христианство - это новая формулировка очень старой доктрины. Доктрина не нова. Но она настолько существенна для спасения 180] и счастья мира, что Бог всегда провозглашал ее. Евангельские повествования истинны и заслуживают доверия как раз потому, что они согласуются с духовным откровением