плоти и воздержание от всех возможных стимулов, пробуждающих плотские желания, является непременным условием высших форм религиозного подвижничества.
Некоторые психологи видят в этих общеизвестных феноменах еще одно доказательство того, что основой всего является секс, и рассматривают религиозные чувства как сублимацию чувств сексуальных, полагая, что с духовной жизнью покончено раз и навсегда, коль скоро доказана ее взаимосвязь с сексуальной жизнью.
Эзотеристы, однако, рассматривают это явление с иной точки зрения. Они полагают, что оба эти типа жизнедеятельности суть проявления одной и той же силы, - чистой, преисполненной высочайшей святости божественной силы, и что форма, которую принимает эта сила, определяется тем механизмом, посредством которого она действует.
Скажем, если эта сила проходит через форму тела Шестого Плана, то она проявляет себя как духовная страсть и динамическая энергия и будет воздействовать на духовную природу тех, с кем она вступает в контакт. Если же эта сила проходит через ментальное тело, то результатом будет творческий интеллект, а если через физическое тело, то это будет сексуальная энергия в обычном смысле этого слова.
Эзотеристы, однако, считают, что где бы эта сила ни проходила, она везде и повсюду остается одной и той же, и ее конечное проявление в рождении потомства ни в коей мере ее не принижает. Напротив, то что эта изначально божественная сила направляется на деторождение, делает само деторождение актом божественным и священным.
И все же в общепринятом и особенно в теологическом представлении, напуганном широко известным явлением чувственности мистики, жизненная сила в ее проявлениях на Физическом Плане ни в коей мере не почитается святыней, но скорее считается проявлением низменной стороны нашей натуры, ведущей постоянную борьбу с нашей духовной сущностью.
Есть, впрочем, отдельные религиозные подвижники, глубокие знатоки человеческой натуры, которым хватает проницательности понять, что все это суть различные аспекты одного и того же. Когда религиозный наставник теряет доброе имя из-за чрезмерной чувственности, то принято считать, что жизни этого человека как его духовной силе неизбежно приходит конец.
И, должно быть, это так и есть, поскольку если столь могучие силы, с которыми он имеет дело, вырвались из-под его контроля на Физический План, то вряд ли после такого взрыва ему удастся вернуть их обратно в предназначенный для них канал. Все его дамбы могли быть начисто сметены, и может статься, что он уже никогда не сумеет сконцентрировать ту энергию, посредством которой вершится его труд.
И все же сила, сметающая преграды, есть все та же духовная сила, а вовсе не силы преисподней. Громадная космическая энергия, которую этот человек направил по каналу своей индивидуализованной сущности, оказалась, говоря метафорически, под гораздо большим напряжением, чем он мог выдержать, и потому его духовная природа расплавилась от этого напряжения и дала короткое замыкание.
Поток в буквальном смысле ушел в землю. Вместо того, чтобы мощно организованная духовная природа удерживала поток в пределах предназначенного для него канала и передавала его духовность другим с тем, чтобы он смог вернуться к своему Божественному источнику, ни разу не покинув Шестого Плана, давление на духовное тело этого человека оказалось настолько мощным, что сила вырвалась из-под контроля и потекла по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути эволюции природы - из Седьмого Плана на Первый, а затем обратно через душу Земли.
И вина этого человека не больше вины хозяина водяной мельницы, у которого вода прорвала запруду и затопила деревню. Само собой, ему бы следовало знать, что напор воды слишком силен для его запруды, но назвать его умышленным губителем деревни нельзя.
Это явление - прорыв духовной плотины под слишком высоким для сил организма давлением и вызванная этим деградация Божественных сил до самых низких Планов бытия - хорошо известно ученым-эзотеристам.
Позволительно спросить, есть ли от этого какое-либо средство?
Во-первых, предупредить легче, чем излечить, и потому все тонкие силы должны быть со всем тщанием приведены в соответствие с нравственными устоями управляющей ими личности; во-вторых, следует избегать трудов в уединении, чтобы постороннему глазу легче было заметить первую трещину в плотине, то есть то, что сам хозяин обычно замечает последним.
Тогда при малейшем признаке подобной катастрофы оказавшемуся под угрозой человеку следует немедля прекратить всякую деятельность на внутренних Планах и, вернувшись